Ирина Алексеенкова: ткань, краски , цветы

ОПОРА НА ИНТЕРЕС КАК ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И РЕБЕНКА

Обучение детей изобразительному искусству в наше время приобретает особое значение и важность, так как именно сегодня роль творческой личности поднялась на неимоверную высоту. Ни в какой другой области педагогики система и методы обучения не представляют столь разнообразной и противоречивой картины, как в области преподавания изобразительного искусства. Сам предмет обучения понимается различными художественными школами по-разному, и отсюда вытекает разнообразие педагогических приемов и методологических систем.

Моя система работы создана на основе приоритета развития творческой личности ребенка, интереса к предмету обучения.

Основные задачи:

  • самореализация ребенка в творческой деятельности;
  • повышение самооценки детей за счет развития творческих сил и возможностей, умения видеть, слышать, воспринимать окружающий мир;
  • развитие фантазии, воображения, образного мышления, обучение приемам рисунка.

Для решения этих задач необходимо:

  • представить свой предмет как увлекательный процесс, богатый многообразием возможностей;
  • создать вокруг занятий атмосферу праздничности, творческой заинтересованности, преданности искусству;
  • помочь детям овладеть основами классического рисунка, композиции, живописи, приобрести опыт творческой деятельности;
  • создать условия для общения и взаимодействия творчески одаренных детей;
  • повышать собственный профессиональный творческий уровень (научить ребенка самореализовываться в творческой деятельности можно только, если ты, педагог, сам можешь это сделать, если ты сам - творческая личность).

Возрастная особенность младших школьников заключается в том, что они все очень любят рисовать. И моя педагогическая технология основана на том, чтобы не разочаровать детей, а наоборот, их интерес к рисованию сделать устойчивым, их рисунки - интересными и разнообразными, их самооценку - высокой, за счет успешности каждого ребенка.

Мной разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя разработки занятий. Каждое отдельное занятие представляется как новая игра в художников: сегодня мы - графики или дизайнеры, затем - театральные художники, архитекторы, скульпторы, оформители детской книги. Я предлагаю детям попробовать свои силы в разных художественных техниках: акварели, пастели, гуаши, темпере, акриле, текстильных красках, угле. Это позволяет поддерживать их интерес, создавать устойчивую мотивацию; - сделать различные варианты заданий, над которыми работаю сама как художник. Все это нас очень объединяет.

Развивая и поддерживая интерес ребенка, стараюсь, чтобы занятия были яркими, запоминающимися. Мы вместе решаем "настоящие" проблемы: придумать афишу к спектаклю, или костюм, или маску. И дети иногда преподносят свежее решение, воодушевляют меня своими нестандартными смелыми рисунками. Общение идет на равных началах, в творческом взаимообогащении, искреннем восхищении непредсказуемой талантливостью детских работ.

На занятиях использую слайды, музыкальные, литературные источники, игровые технологии, которые вносят неоценимую помощь в развитие интереса ребенка к рисованию. В изостудии дети увлеченно рисуют открытки-раскладушки, домики с открывающимися дверями и окнами, декорации к сказкам. Я, в свою очередь, помогаю им преодолеть сложные паузы в творчестве, подсказываю, предлагаю различные варианты.

Чтобы построить обучение творчеству в логике "Я хочу - могу - буду", я строю педагогическое взаимодействие на следующих принципах:

  1. Принцип вариативности. Творчество - это когда из одной единственной схемы можно сделать миллион творческих композиций и все разные.
  2. Принцип игры. Я закладываю элементы игры в саму тему занятия.
  3. Принцип повышенного внимания к результатам творчества.

Мной разработана методика изучения результативности. Не всегда у детей работы получаются замечательные, несмотря на то, что мы все к этому стремимся. Однако, даже в посредственной картине есть что-то интересное, привлекательное, индивидуальное. Важно, чтобы каждая работа была замечена, проанализирована. Так, после каждого занятия я делаю мини-выставку всех картин и спрашиваю: "Какая работа вам нравится больше других, исключая вашу собственную?", - что позволяет детям увидеть, разглядеть другие работы, сравнивать, отмечать достоинства и недостатки, овладевать лексикой, связанной с анализом творческих работ, говорить о колорите, композиции, внутреннем движении, внутренних ритмах, задумке автора. Дети учатся думать, говорить, анализировать, оценивать, вырабатывается положительное отношение к работам товарищей. Важный метод по развитию интереса к предложенной деятельности - метод поощрения детей. Он разнообразен: это одобрительный взгляд, похвала, представление работ на выставку в "натурном классе" и других площадках, подготовка к персональной выставке. Участников выставок всегда отмечаю, награждаю, что является сильным стимулирующим фактором в творческой работе ребенка. В процессе работы решаю важную задачу - сохранение внутреннего душевного огонька, детского созидательного "хочу", создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, общих интересов.

И.Ю. Алексеенкова
педагог дополнительного образования
по изобразительному творчеству
Центра детского и юношеского творчества Советского района

Phone: 7(3832) 322 - 905
e-mail:Alekseen@mail.ru

English

Давайте познакомимся!

Новости

Картины

О детском творчестве

Рисунки воспитанников И. Ю. Алексеенковой

Пленэр 2002 г.

Гостевая книга

на начало

ИМиДЖ