Историческая справка о развитии системы ДО в НСО

Первое упоминание о дошкольном учреждении в  Новониколаевске относится к 1906 году, когда впервые был создан приют «Ясли»  для присмотра  за беспризорными детьми обоего пола, матери которых уходили на поденную работу.

Основателем приюта был отец Диомид  Чернявский  - главный деятель в религиозно – нравственном воспитании детей приюта.

В 1907 году для приюта было построено собственное  здание (до нашего времени не сохранилось, на его месте построено здание медицинского училища №3).

Начальником приюта являлась Востокова Мария Васильевна, имевшая медицинское образование.

По историческим данным в 1912 году в приюте воспитывалось 100 детей, в основном, из  семей бедняков и подкидышей. Однако и состоятельные горожане, основываясь на репутации приюта, не чурались отдавать своих малолетних детей на воспитание.

К этому времени приют обзавелся прекрасно отлаженным хозяйством, вел большую работу по трудовому воспитанию детей, прекрасно организовывал летний труд и отдых ребят.

Кликните для увеличения

9(22) ноября 1917 года  Декретом Совнаркома дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования советской республики. И с этого времени в городе стали создаваться первые "детские сады" и "детские очаги".

В  прилагаемой «Инструкции по ведению детского сада» мы можем узнать об основных принципах и положениях построения дошкольного учреждения первых лет советской власти. В частности,  дошкольное учреждение должно было строго следовать  научным знаниям о ребенке. Был устанавливлен срок его пребывания в ДУ (с трех до семи лет). Важнейшим принципом воспитательной работы   был выдвинут принцип организации свободного проявления ребенка в деятельности.

 Кликните для увеличения

В инструкции четко были изложены требования к детской мебели, помещениям, в которых находятся дети и др.

Большое значение уделялось соблюдению возрастной физиологии и психологии  ребенка.

В годы военного лихолетья в Новосибирск были эвакуированы десятки детских садов из Москвы, Ленинграда, Воронежа. Они  размещались на так называемых "детских площадках" вблизи территорий  эвакуированных заводов (например, вблизи современных заводов «Электросигнал», радиодеталей).

Есть данные об эвакуации детского сада №4 города Пскова в село Черепаново, детского сада №6 города Горького на станцию Болотная,  детского сада города Гомеля  в село Тогучин.

Это имело огромное значение для  развития дошкольной педагогики, для обмена опытом воспитания детей.

К началу 1950 года в Новосибирске насчитывалось 96 детских садов, в которых воспитывалось 6164 ребенка, в летний период 1565 детей   учреждений отдыхали  на загородных дачах, принадлежащих 60 детским садам.

Большой вклад в развитие педагогики дошкольного воспитания внесла Виктория Иннокентьевна Вельмакина, более 30 лет воглавлявшая Новосибирское педагогическое училище им.А.С.Макаренко.

Виктория Иннокентьевна родилась 4 октября 1915 года в г.Томске. Окончила школу с педагогическим уклоном и дошкольное отделение педагогического техникума.

После переезда в Новосибирск в 1942 году работала заведующей детским садом «Медик», а затем была утверждена директором педучилища.

Многие выпускники с благодарностью вспоминают училище,  давшее им  уникальное образование, востребованное  не только в Новосибирской области, но и далеко за ее пределами. Каждый  выпускник получал   теоретические знания и практические прикладные навыки,  образование в широком понимании этого слова: овладение музыкальным инструментом, художественно-прикладным творчеством,  навыками физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Виктория Иннокентьевна стала инициатором изучения английского языка в детских садах и такая практика имела место до конца шестидесятых годов прошлого столетия.

Вельмакина В.И.  щедро делилась опытом с коллегами из других регионов, часто выезжала за рубеж. В 1963 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», а в 1971 году она была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.    

21 мая 1959 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №555, утвердившее два типа дошкольных учреждения «ясли» и «детский сад».

К середине шестидесятых годов в Новосибирске действовало 350 дошкольных учреждений, которые посещало 39 тысяч юных горожан.