Состояние системы дошкольного образования

в Новосибирской области

В адрес Президента,  Правительства Российской Федерации и, конечно, Министерства образования и науки РФ поступают многочисленные обращения по поводу невключения в приоритетный национальный проект «Образование» дошкольного образования. Это действительно так. Однако поручение Президента Российской Федерации, данное им в Послании к Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года и касающееся улучшения демографической ситуации в России, фактически возведено в ранг приоритетного проекта. Вопросы, связанные с дошкольным образованием, занимают в нем не последнее место.

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации Министерство образования и науки России разработало и представило в Правительство РФ комплекс мер по развитию дошкольного образования, предусматривающий меры по увеличению фактического числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, по использованию внутренних резервов самой системы образования, по разработке и внедрению различных моделей дошкольного образования.

Главной целью предлагаемого комплекса мер является улучшение демографической ситуации в Российской Федерации посредством предоставления гражданам гарантированного права на общедоступное дошкольное образование.

Результатами реализации комплекса мер по развитию дошкольного образования должны стать:

  • обеспечение территориальной доступности качественного дошкольного образования;

  • снижение очередности при устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования к 2009 году более чем в два раза, к 2011 году предусматривается ликвидация очередности, т.е. предоставление места в ДОУ в срок не более месяца со дня обращения родителей;

  • обеспечение доступного размера родительской платы и предоставления льгот по родительской плате малообеспеченным категориям граждан;

  • выравнивание стартовых возможностей для детей из разных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования.

В Новосибирской области, по данным на декабрь 2007 года насчитывается 186097 детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Наибольшее количество детей данного возраста отмечается в г. Новосибирске, Тогучинском районе, г. Бердске, Новосибирском, Искитимском, Карасукском, Куйбышевском, Черепановском районах.

В настоящее время в Новосибирской области 810 образовательных учреждений реализуют в полном объеме основную общеобразовательную программу дошкольного образования с охватом более 80 тысяч воспитанников. Из них: 741 – это дошкольные образовательные учреждения (около 75 тысяч детей), в том числе: 702 – муниципальных, 31 – ведомственных, 7 – негосударственных (из которых 3 – находятся в г. Новосибирске и по одному в Ордынском, Карасукском, Болотнинском, Барабинском районах); 19 – учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – начальные школы – детские сады, 50 дошкольных учреждений являются структурными подразделениями школ.

Система дошкольного образования Новосибирской области включает многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения, учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, структурные подразделения общеобразовательных учреждений, группы кратковременного пребывании и предшкольной подготовки.

Начиная с 1991 года численность детей в дошкольных образовательных учреждениях сильно сократилась (в среднем составляла 60 тысяч воспитанников). Это было вызвано снижением рождаемости в стране и уменьшением количества детей дошкольного возраста. Кроме того, количество детей в ДОУ сократилось и в связи с уменьшением в них количества детей раннего и младшего возраста (от 1 года до 4 лет) вследствие существовавшей тенденцией – родители предпочитали отдавать детей в детский сад не раньше, чем им исполнялось 3 года.

В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество  дошкольных образовательных учреждений. При этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала сокращение количества детских садов.

Начиная с 2002 года, вследствие повышения рождаемости, в Новосибирской области увеличивается количество воспитанников ДОУ (в 2007 году  - около 79 тысяч детей посещает ДОУ). Но, в связи с этим, стал наблюдаться определенный структурный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях: в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области,  мест в детских садах оказалось недостаточно. По данным на 2007 год очередь на определение детей в дошкольные образовательные учреждения составила более 28 тысяч. В муниципальных районах и городских округах за исключением города Новосибирска, очередность составляет 14688.  Самое большое количество детей, нуждающихся в обеспечении местами в ДОУ проживают в Новосибирском районе, Тогучинском, г.Бердске, г. Искитиме. В городе Новосибирске очередность составляет 14283.

Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования и создания условий для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста Новосибирской области, департаментом образования Новосибирской области совместно с органами управления образованием муниципальных районов и городских округов проведена работа по созданию дополнительных мест за счет организации групп кратковременного пребывания, открытия групп предшкольной подготовки, высвобождению помещений ДОУ, занятых не по назначению, перевода учебных классов из зданий ДОУ в общеобразовательные учреждения. Всего за 2007 год создано дополнительно около 8000 мест.

С целью решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, для оказания поддержки органам местной власти и стимулирования их работы по вводу дополнительных мест принято Постановление Губернатора Новосибирской области «О государственной поддержке местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на ввод новых дошкольных образовательных учреждений, открытие дополнительных групп дошкольных образовательных учреждений» от 29.12.2007 г. № 516.

Согласно Постановлению Губернатора, департаментом образования, на основе заявок глав администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, сформирована сводная заявка об оказании государственной поддержки бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области из расчета 5 миллионов рублей на каждые сто вновь вводимых мест. Сводная заявка фиксирует потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и предполагает открытие 8 000 дополнительных мест для дошкольников при выделении поддержки в сумме 400 миллионов рублей. С 1 июня первые 250 миллионов рублей будут направлены в муниципальные районы и городские округа на ввод дополнительных мест для детей дошкольного возраста. Так планируется открыть новые детские сады в  г. Новосибирске, Болотнинском, Колыванском, Кочковском, Новосибирском, Татарском, Убинском Чистоозерном районах. Во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области будут открыты дополнительные группы для оказания услуг дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования; высвобождены и реконструированы под использование по целевому назначению помещения и здания бывших детских садов, ранее сданные в аренду.

Одной из важных задач на сегодняшний момент является задача обеспечения доступного размера родительской платы и предоставления льгот по родительской плате малообеспеченным категориям граждан. Губернатором Новосибирской области издано Постановление № 72 от 19.02.2007 г. «О Порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также ее выплаты». Настоящий Порядок разъясняет механизм компенсации части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ и ее размеры. Компенсация выплачивается на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесено родительской платы, на второго  ребенка – в размере 50 % и на третьего и последующих детей – в размере 70 % размера указанной родительской платы. Эта мера обеспечивает большую доступность услуг дошкольного образования для малообеспеченных граждан Новосибирской области, имеющих детей до 7 лет.

Одним из резервов существенного повышения качества общего среднего образования в целом является эффективное, доступное и качественное дошкольное образование.

Учреждения дошкольного образования Новосибирской области предоставляют широкий спектр образовательных  услуг для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества в целом.

Более 80 % детских садов успешно реализуют программы нового поколения, направленные на развитие способностей ребенка, его любознательности, коммуникативных умений. Педагоги разрабатывают и эффективно применяют на практике авторские программы и технологии развития  и оздоровления подрастающего поколения, предоставляют дополнительные образовательные услуги: услуги по раннему изучению иностранного языка, коррекции отклонений в развитии речи, хореографии и так далее. Но, не секрет, что заработная плата работников дошкольного образования оставляет желать лучшего.

В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области «О мероприятиях по совершенствованию системы управления в сфере образования Новосибирской области в 2007 году» от 05.03.2007 № 92 департаментом образования разработан проект постановления «Об эксперименте по переходу на нормативное финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования». Подготовлен порядок расходования финансовых средств на реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования в государственных и муниципальных бюджетных образовательных учреждениях Новосибирской области на период эксперимента, поправочные коэффициенты, используемые при расчете объемов финансирования образовательных учреждений Новосибирской области. Эти документы определяют принципы и механизмы перевода ДОУ на нормативное подушевое финансирование с учетом особенностей учреждений, количества групп, количества воспитанников, категории учреждения на основе единого норматива финансирования на одного воспитанника. Введение позволит увеличить общий объем финансирования ДОУ и значительно повысить оплату труда педагогического и иного персонала учреждений в соответствии с новой системой оплаты труда.

Вышеуказанные документы проходят согласование в структурных подразделениях администрации и исполнительных органах государственной власти Новосибирской области.

С 1 сентября 2008 года планируется переход дошкольных образовательных учреждений,  реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда.

 

Головнин А.Н.,

начальник управления общего образования 

департамента образования Новосибирской области