История профсоюзного движения

История зарождения профессионального союза работников  народного образования относится к далеким двадцатым годам прошлого столетия. По примеру других регионов Российской Федерации в Сибири начались объединительные процессы по профессиональному признаку.

 

20 июля 1924 года в Новосибирске состоялось первое совещание Губпроса. 

На нем был заслушан  доклад «О положении дел в просвещении».

Совещание преследовало цель способствовать повышению профессионального уровня учителей.

Первым председателем губернского профсоюза был избран Прилежаев Филолог Порфирьевич. Он родился в 1894 году, в 1923 году окончил профсоюзные курсы, учительствовал.

 

      20 июля 1924 года принято считать датой рождения профсоюзной организации учителей.

 

    В двадцатые - тридцатые годы помимо уставной деятельности профсоюз активно содействовал   ликвидации безграмотности, просветительской работе среди населения и в воинских частях.

    В тяжелые годы Великой Отечественной войны профсоюзные организации  особое внимание уделяли поддержке семей фронтовиков, оздоровлению детей, окружали особой заботой воспитанников детских домов, семьи эвакуированных, госпитали.

 

    Конец сороковых и пятидесятые годы ознаменованы в истории областной профсоюзной организации как годы подъема,  организации социалистического соревнования, социальной и культурно-досуговой и физкультурно-спортивной деятельности.

 

   До 90 - х годов прошлого столетия для областного профсоюза характерны  системное и планомерное развитие. 

    Шестидесятые - восьмидесятые  годы отмечены организационным и структурным ростом.

    В 1981  году на территории Новосибирской области действовало 1500 первичных профсоюзных организаций, 44 городских и районных комитетов профсоюза и 15 профкомов с правами районного комитета.

 

    Профессиональный союз прочно объединил в себе понятия единения, общности, стремления помочь, готовность сделать все возможное, чтобы  социальные возможности каждого человека стали доступнее.

 

    В практику обкома, профсоюзных комитетов и организаций прочно вошли  совместное проведение совещаний, координационных советов с органами управления образованием по различным вопросам содержательной деятельности, созданием условий труда учителя, его быта и отдыха.

 

   Это было время создания и активной работы домов учителя, студенческих клубов, творческих самодеятельных объединений.

 

   Под руководством профсоюзов была  сформирована сеть пионерских лагерей и лагерей труда и отдыха, созданы базы отдыха «Речкуновская» и «Мочище».

 

   Эти годы  запомнятся проведением смотров учительской художественной самодеятельности, туристических слетов, спортивных мероприятий.

 

   В областном комитете профсоюзов работали увлеченные,  профессиональные специалисты под руководством В.И.Купчинского -  опытного наставника и  мудрого руководителя. Он умело находил      подход  к любому директору, учителю, воспитателю детского сада.

 

    В состав областной организации входила профсоюзная организация СО АН СССР.  Профкомом  Сибирского отделения Академии наук СССР в разные времена руководили ученые с мировым именем,  среди них был и академик А.Г.Трофимович.

В 90-е годы с разрушением основ социальной защиты работников образования на фоне политико-экономических перемен проблемы   простых людей стали для государства вторичными.

 

В сентябре 1990 года в Москве состоялся Учредительный съезд, на котором был создан самостоятельный профсоюз работников народного образования во главе с Владимиром Михайловичем Яковлевым, человеком с активной жизненной позицией, тонко чувствовавшим происходящие процессы в стране. Во многом благодаря его профессионализму удалось  сохранить лучшие традиции в деятельности российского учительского профсоюза, сохранить и в его названии словосочетание «народное образование».

 

 

В апреле 1993 года была создана Ассоциация профсоюзов работников бюджетной сферы, в которую вошли профсоюзные организации образования, здравоохранения и культуры.

 

    В июне 1995 года профсоюз работников народного образования и науки был принят в международное объединение – Интернационал образования, объединивший учительские организации 119 стран мира.

Это позволило отечественному профсоюзу выйти на сотрудничество с ЮНЕСКО, МОТ, Всемирным банком.

 

    В этот период областному профсоюзу  пришлось осваивать непривычные и непростые формы защиты интересов учительства: забастовки, митинги, пикеты и др. Профсоюзные лидеры были всегда с педагогами и одновременно  вели переговоры с органами законодательной и исполнительной власти. Особенно тягостными были встречи с педагогическими коллективами, потерявшими доверие к власти из-за отчаянья, бесконечных невыплат заработной платы. Только преданность профессии, любовь к детям и величайшее чувство ответственности не позволяли им оставлять место работы.

 

   В это непростое время настойчивую позицию занял руководитель областного управления образования Геннадий Васильевич Борисов, искренне переживавший за судьбу учительства, делавший все возможное, чтобы школы продолжали работать.

 

   В  трудные времена профсоюзное движение поддержал Депутат Государственной Думы Николай Михайлович Харитонов. Именно он помог организовать участие новосибирской делегации в пикетировании Дома Правительства.

Абсолютное большинство  профсоюзных организаций выдержало натиск времени, сохранив единство, приверженность  своему делу, среди них:  профсоюзная организация г. Барабинска (руководитель Бессонова Л.К.), г. Бердска (Сенчило П.В.), г. Куйбышева (Иванова Г.Н.), г.Татарска (Апуник ТА.), Баганского района (Баган Л.Е.), Болотнинского района (Кузьменко Н.С.), Карасукского района (Кайдалова Т.Г.), Куйбышевского района (Тельменева С.И.), Купинского района (Микишева Т.Н.), Маслянинского района (Губская З.А.), Новосибирского района (Кошелева Н.В.), Ордынского района (Шилова Н.С.), Тогучинского района (Ребенкова Л.А.),  Убинского района (Патрушев В.И.), Усть – Таркского района ( Руппель Е.К.); районов города Новосибирска: Дзержинского   (Назарова Г.М.),   Железнодорожного (Аристархова В.В.), Заельцовского (Гарбузова Л.П.), Кировского (Михайлова М.И.), Ленинского (Казакова О.В.), Центрального (Горбунова Н.А.) и др.

   За эти годы были приняты сотни постановлений, тысячи обращений, писем и телеграмм Правительству, Президенту, Совету Федерации, Государственной Думе, в местные органы исполнительной власти.

 

Основным достижением этих непростых лет является:

  • сохранение права педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии  до наступления установленного пенсионного возраста при наличии стажа за выслугу лет; 

  • предотвращение приостановки выплаты повышенных на 25% ставок и окладов специалистам в сельской местности, а также отмену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг  педагогическим работникам в сельской местности;

  • уточнены предложения по изменению порядка финансирования образовательных учреждений;

  • удалось предотвратить реализацию подготовленной Минтрудом концепции реформирования системы труда в бюджетной сфере, основной целью которой было снять ответственность федеральной власти за определение размеров и сроки повышения ставок заработной платы и окладов работников в бюджетной сфере и мн.др.

    Традиционными стали встречи профсоюзных лидеров с руководителями области и города Новосибирска, ежегодно вручается премия Губернатора Новосибирской области «Лучший педагогический работник системы общего образования Новосибирской области», такая премия вручается в городе Новосибирске и других городах области.    Адресно выделяются средства на получение дополнительной специальности педагогическим работникам, что во многом позволяет решить кадровую проблему на селе.





Рейтинг@Mail.ru