Акатов Н.А., Захир Ю.С. Опыт построения региональной
системы оценки качества образования

 

Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО) является одним из приоритетных направлений модернизации образования Новосибирской области. Осмысление событий, происходящих в системе образования, анализ ситуации, формулировка приоритетов развития не возможны без осуществления оценочных процедур, соотнесения их результатов с заявленными и достигнутыми параметрами развития образования.

 

Основы РСОКО в Новосибирской области были заложены в 1990-е годы активной работой отдела лицензирования и аттестации управления образования мэрии г. Новосибирска, в том числе, и в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки «Оценка качества деятельности образовательного учреждения» (приказ Минобразования России от 21.12.1999 № 1227). Особенностью разработанной и реализованной отделом технологии явилось определение самим образовательным учреждением степени соответствия содержания образования, уровня и качества подготовки выпускников государственным требованиям. Примененная технология стимулировала создание в образовательных учреждениях собственных систем анализа деятельности. При таком подходе особым направлением в деятельности отдела стало обобщение материалов, полученных в ходе аттестации образовательных учреждений и подготовка ежегодного аналитического доклада о качестве общего образования в г. Новосибирске.

 

В эти же годы начал разрабатываться соответствующий современным требованиям инструментарий оценки уровня знаний обучающихся, применяемый при аттестации образовательных учреждений. Система образования г. Новосибирска стала одной из первых в стране, где была введена в практику система самоанализов и открытых публичных докладов общеобразовательных учреждений.

 

Успешная работа была серьезно проанализирована и поддержана департаментом образования Новосибирской области. Принципиальным было принятие решения о развитии инфраструктуры РСОКО. Основу инфраструктуры составили областные учреждения, между которыми была распределена ответственность.

 

Областное государственное учреждение «Областной центр мониторинга образования» является головным в инфраструктуре и организует разработку контрольно-измерительных материалов для процедур оценки качества образования; обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам; анализирует результаты оценки качества образования, а также проводит подготовку специалистов, проводящих контрольно-оценочные процедуры.

 

На Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования возложена ответственность за разработку системы показателей и индикаторов качества образования и подбор эффективных методик оценки качества образования. На базе института проходят подготовку специалисты органов управления образованием и работники образовательных учреждений по различным направлениям РСОКО. При этом особое внимание уделяется использованию в деятельности образовательных учреждений и педагогической практике результатов контрольно-оценочных процедур. В программах подготовки специалистов используются оригинальные методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся и студентов.

 

Областное государственное учреждение «Областной центр информационных технологий  разрабатывает программное обеспечение для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Новосибирской области, обеспечивает информационную поддержку РСОКО.

 

По плану развития инфраструктуры РСОКО деятельность основных учреждений будет дополнена функционированием районных опорных баз проведения стандартизированных оценочных процедур. В настоящее время идет формирование сети опорных баз.

 

Важно отметить, что формирование РСОКО идет в соответствии со становлением в Новосибирской области полноценной системы управления качеством образования. Поэтому особое внимание уделяется институализации РСОКО и стандартизации проведения процедур оценки качества образования, а также упорядочиванию информационных потоков во всей системе образования.

 

Сегодня уже сформирована концептуальная основа системы управления качеством образования и РСОКО. В Концепции развития системы управления качеством образования и РСОКО отражены миссия и политика качества, обозначены цель и задачи по достижению качества образования, установлены принципы, на которых функционируют управление качеством и система оценки качества образования, определены методологические подходы к планированию качества, составлен глоссарий терминов, используемых в управлении качеством и РСОКО. На основе положений Концепции разработано положения о системе оценки качества образования, об общественной экспертизе качества образования в Новосибирской области.

 

Происходящие изменения в образовании Новосибирской области обеспечивают демократический государственно-общественный характер управления качеством. Разрабатываются процедуры постоянного участия всех субъектов образовательной деятельности и участников образовательного процесса в обсуждении проблем в области качества, подготовке и принятии управленческих решений при минимальном административном участии. В связи с этим при разработке Концепции развития системы управления качеством образования и РСОКО в Новосибирской области особая важность была придана таким задачам, как:

  •  внедрение процедур общественной и независимой оценки (экспертизы) качества образования,

  • обеспечение условий для внедрения в процесс управления образовательным учреждением процедур самообследования и самоанализа с привлечением для них проведения всех участников образовательного процесса,

  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия решений по дальнейшему продолжению образования.

Реализация положений Концепции развития системы управления качеством образования и РСОКО выводит всю систему образования Новосибирской области на качественно новый уровень.

 

Тем не менее, предстоит еще серьезная нормотворческая работа на региональном уровне, которая позволит создать базисные условия для развития РСОКО. Например, принципиальным условием обеспечения качества образования в образовательном учреждении является спланированная и управляемая система процедур самообследования. Действующие в настоящее время нормативные документы, принятые федеральными органами власти, предусматривают проведение самообследования только в ходе аттестации учреждений среднего и высшего профессионального образования.

 

Длительное отсутствие подобного нормативного документа, регламентирующего процедуры аттестации учреждений общего образования, безусловно, на несколько лет сдержало формирование единой общероссийской системы оценки качества образования и не позволило общеобразовательным учреждениям разрабатывать и развивать собственные системы управления и оценки качества. Для подготовки к нормативному закреплению деятельности систем управления и оценки качества образования департаментом образования Новосибирской области проводятся конкурсы для общеобразовательных учреждений и творческих групп по созданию моделей систем управления и оценки качества образования в общеобразовательном учреждении, в муниципальной системе образования; продумываются варианты стимулирования образовательных учреждений и муниципальных систем образования, разработавших и внедряющих в практику такие модели. На основе представленных на конкурсы моделей в 2008 году планируется разработать типовые модели управления и оценки качества образования для общеобразовательного учреждения и для муниципальной системы образования.

 

Очевидно, что не только количество нормативных документов является показателем эффективно действующей системы. В Новосибирской области активная работа идет сразу по нескольким направлениям.

 

Прежде всего, реализуется целевая программа повышения квалификации и обучения педагогических работников и руководителей образовательных учреждений по направлению «Деятельность общеобразовательного учреждения в условиях функционирования систем управления и оценки качества образования». Специальные курсы проводятся по организации процедур оценки качества образования с использованием современных информационных технологий.

 

Другим направлением является выработка объективных требований к результатам образования и создание надежного инструментария оценки качества образования, что является важнейшей задачей не только областной, но и российской системы образования.

 

Новосибирская область имеет достаточный опыт создания процедур оценки качества, системы централизованной разработки инструментария, методик обработки результатов измерений. С 2005 года в учреждениях, входящих в инфраструктуру РСОКО, работают проектные группы разработчиков инструментария, продуман механизм его апробации, подготовлены эксперты.

 

В 2006 году сертифицирована процедура оценки качества образования в общеобразовательных учреждениях. До 25% общеобразовательных учреждений, участвующих в таких процедурах выходят на них добровольно, остальные – в обязательном порядке в год аттестации. Основным резервом кадров, занятых в проектной деятельности, являются предметные комиссии, сформированные в ходе проведения единого государственного экзамена.

 

Для обеспечения объективного мониторинга развития региональной системы образования в 2007-2008 годах предполагается создать систему общественной оценки (экспертизы) качества образования и результатов деятельности образовательных учреждений, а также разработать и утвердить индикаторы реализации приоритетов, заложенных Концепцией инновационного развития образования и Программой развития образования Новосибирской области на 2008-2012 годы.

 

Много внимания уделяется организации и содержанию информационных потоков, которые формируются на региональном уровне. В разработке находится новая система статистического наблюдения за региональной системой образования: показатели, сроки, формы отчетности, распределенные схемы сбора и хранения информации.

 

Являясь многомерным и протяженным по времени процессом, результаты которого должны быть проанализированы, интерпретированы и сохранены, система управления и оценки качества образования становится уникальным хранилищем информации, полезной и востребованной на всех уровнях управления образованием, всеми субъектами систем образования и участниками образовательного процесса. Для администрации образовательного учреждения – средство оценки эффективности педагогической деятельности учителей или преподавателей, получение объективной информации о результатах работы образовательного учреждения. Для преподавателя обращение к базе данных системы управления и оценки качества образования – это средство получения информации о качестве усвоения обучающимися образовательных программ и их продвижении в своем развитии, эффективности применения тех или иных технологий, методик и средств обучения. Для обучающихся – сигнал об уровне усвоения той или иной образовательной темы, получение информации о совеем образовательном рейтинге. Для родителей – получение информации о качестве образования, предоставляемого образовательным учреждением или системой образования, возможность понять необходимость дополнительной подготовки своих детей.

 

Таким образом, РСОКО является высокотехнологичным инструментом, способным активно воздействовать на систему образования области и обеспечивать принятие эффективных решений, направленных на развитие образования.





Рейтинг@Mail.ru