Областное государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

"Профессиональное училище №10" им. Н.А. Лунина

 

Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования №10 (директор Кирсанова Мария Владимировна, почетный работник начального профессионального образования, руководитель высшей квалификационной категории, доцент СибАГС). Год создания - 1922. В этом году училищу исполняется 85 лет.

Из истории учреждения...

 В 1922 году Советом Народных Комиссаров был принят особый декрет о повсеместной организации на предприятиях народного хозяйства школ фабрично-заводского ученичества. С этого времени  при депо ст. Новосибирск была организована школа фабрично-заводского ученичества (школа ФЗУ).

Прием учащихся был произведен преимущественно из числа детей железнодорожников. Первыми учащимися  школы стали  50 подростков,  будущие слесари по ремонту паровозов. 

Школе  ФЗУ было предоставлено одноэтажное деревянное здание на Вокзальной улице (ныне - ул. Шамшурина), в котором были оборудованы 3 классные комнаты и канцелярия. А первые производственные азы ребята постигали прямо в мастерских паровозного депо.   

 

Новое учебное заведение быстро завоевало популярность у молодежи.

В школу ФЗУ приезжали подростки с линейных станций, для которых было организовано общежитие на 30 мест. Так школа работала до 1928 года.

 

План первой пятилетки вызвал резкое увеличение грузооборота на сибирской магистрали. Вместе с бурным развитием всего народного хозяйства, развивался восстановленный после разрухи гражданской войны транспорт.

 В эти годы на карте области появились угольная магистраль Новосибирск-Белово,   сортировочная станция Инская и второй железнодорожный мост через Обь.

 

Транспорту требовались кадры квалифицированных рабочих и школа ФЗУ получает увеличенный план подготовки специалистов. Теперь школа готовит не только слесарей по ремонту паровозов, но и слесарей-автоматчиков, слесарей по ремонту вагонов. Ежегодный прием молодежи в школу увеличивается до 100 человек.

  В связи  с этим управление дороги начато строительство трехэтажного каменного учебного корпуса, который вступил в строй в январе 1931 года.

   План подготовки кадров в школе ФЗУ растет с каждым годом первой пятилетки. Осваивается подготовка токарей, электросварщиков, столяров.

 

   Учащиеся сами становятся активными участниками создания материальной базы школы и во время летнего отпуска 1930 года весь коллектив школы едет на лесозаготовки для строительства учебных мастерских и двух общежитий,  выполняют производственную программу железнодорожного депо, ремонтируют в месяц до 25 паровозов подъемочного ремонта.

На базе школы ФЗУ организуется комбинат рабочего образования, ведущий подготовку массовых профессий для железнодорожного транспорта и вечерний техникум путей сообщения механической специальности.

 Квалификационный уровень преподавательского состава и мастеров производственного обучения, созданная материально-техническая база позволяют уже в тридцатые годы начать  подготовку сложных профессий "помощник машиниста паровоза" и "монтер автоблокировки", которые требовались для выполнения работ по реконструкции транспорта.

 

В 1938 году школа получает новое здание общежития на 130 учащихся.

2 октября 1940 года Президиумом Верховного Совета Союза ССР был издан Указ об организации трудовых резервов. В это время на базе школы ФЗУ создается железнодорожное училище.

 

1 декабря 1940 года    общее число учащихся составило 250 человек.

 

Трудно переоценить вклад училища в годы Великой Отечественной войны.

 

Коллектив   принимает   эвакуированные железнодорожные училища из Орла, Жлобина и Конотопа, а также проводит увеличительный прием местной молодежи в первые классы, выполняя задания правительства о подготовке смены ушедшим на фронт.

 

Война изменила содержание учебной работы. Училище получает специальный заказ для нужд фронта. Все группы, работающие в учебных мастерских, были мобилизованы на его выполнение. Работа учащихся была построена в четыре смены из расчета круглосуточного использования оборудования. Начиная с ноября 1941 года и до конца войны, коллектив систематически выполнял и перевыполнял месячные планы по заказам для фронта.

 

Контингент учащихся к осени 1941 года составил 979 человек, из них 308 учащихся принято из эвакуированных училищ.

Учащиеся вторых классов транспортных профессий в годы войны проходили производственное обучение не только на предприятиях Новосибирского узла, но и на станциях Инская и Новосибирск –II.

 

В годы войны  училище готовило кадры для железнодорожного транспорта по 12 профессиямПомощники паровозных машинистов

 

20 апреля 1943 года Новосибирский Горком ВКП(б) и Кагановичский райком ВКП(б)  поручают училищу оборудование 8 бронемашин для Сталинской Гвардейской дивизии. Училище выделило бригаду лучших учащихся под руководством зав. учебной частью Егорова А. С. и мастера группы Иконникова Н. К. Бригада работала   без выходных дней, перевыполняя заданные нормы. В учебных мастерских было изготовлено более 500 токарных изделий.

 

Данное задание было выполнено в короткий срок - к 5 июля 1943, и Сталинская Гвардейская дивизия получила 8  бронепоездов. На двух машинах: «Новосибирский комсомолец» и «Смерть Гитлеру» была сделана надпись: «От преподавателей и учащихся ЖУ-3 г. Новосибирска».   

В эти годы страна узнала о новом почине железнодорожников инициатором, которого стал выпускник училища (1932 г.), Герой Социалистического труда Николай Александрович Лунин

 

В 1940 г. старший машинист Новосибирского локомотивного депо Н.А.Лунин стал инициатором нового принципа ухода за паровозом. Его бригада первой на сети железных дорог страны вдвое - втрое увеличила межремонтные пробеги паровоза, что явилось серьезным резервом в работе транспорта. Этот почин вскоре получит широкое распространение по всей стране и войдет в историю как Лунинское движение. За это Николай Александрович Лунин в январе 1941 года получает свою первую награду - Знак «Почетному железнодорожнику» и ему был передан юбилейный трехтысячный паровоз сине-голубого цвета серии ФД, выпущенный Ворошиловоградским паровозостроительным заводом. Сегодня, подъезжая к станции Новосибирск-Главный, вы можете увидеть этот легендарный паровоз, застывший на вечной стоянке.

 

 

 

В годы войны коллектив училища оказал большую помощь сельскому хозяйству, выполняя заказы на изготовление запасных частей сельхозмашин, тракторов и инструмента.

 

Послевоенные годы характеризуются перестройкой учебного процесса.

Восстанавливается учебное оборудование. В токарной мастерской обновляется станочный парк. Все станки переводятся на индивидуальный электрический привод. В слесарных цехах деревянные верстаки заменяются металлическими. Каждая слесарная мастерская обеспечивается наждачными, сверлильными и поперечно-строгальными станками.

 

В связи с переходом Новосибирского узла на электрическую тягу, с 1952 года прекращен  прием учащихся для обучения паровозным профессиям, и училище впервые приняло на обучение учащихся для подготовки по профилю электровозников.

 

С 1962г. на основании Постановления Совета Министров СССР от 03.03.1962г. № 259 и приказа  ГУТР от 06.06.1962г. №146 ЖУ было переименовано в  Городское профессионально-техническое училище № 10 (ГПТУ).

В 1984 года училище неоднократно было переименовано в связи с реорганизацией всей системы начального профессионального образования.

 В 1984 году оно становится  средним профессионально-техническим училищем №10, в  1989г.  - средним профессиональным училищем №10,  в 1994 - профессиональным училищем №10, а с 2005 г.  - областным государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональным училищем №10.

 

Постановлением губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского от 12.07.2006 г. № 315 профессиональному училищу № 10 присвоено имя выпускника училища, Героя Социалистического Труда, дважды почетного железнодорожника Николая Александровича Лунина.

 

За время существования училища подготовлено более 40 тысяч квалифицированных рабочих, как для предприятий Новосибирского отделения дороги - филиала ОАО «РЖД», так и для других предприятий города и области.

 

В настоящие время профиль училища не изменился, училище ведёт подготовку по профессиям:

  • Помощник машиниста локомотива;

  • Проводник пассажирского вагона;

  • Слесарь - электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава

  • Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава. 

Учебно-материальная база училища это   современные слесарный цех, электромонтажная лаборатория и 11 кабинетов теоретического обучения. Все кабинеты оснащены необходимым дидактическим материалом, учебно-наглядными пособиями, лабораторным и компьютерным оборудованием.  информатики (на 15 рабочих мест).  

 

В училище    трудятся 33 ысококвалифицированных инженерно-педагогических работника. 

Преподаватель спецдисциплин  В.Д.Романова работает в училище 43 года.  За свой  многолетний труд  награждена званием  «Ветеран труда»,  «Почётный работник начального профессионального образования».

13 инженерно-педагогических работников пришли работать в училище, имея большой стаж работы на Западно-Сибирской железной дороге. Они ведут профессиональную подготовку будущих железнодорожников, передают свой богатый опыт.

 

Старший мастер В.С.Жуков, 39 лет работал на Западно-Сибирской  железной дороге, имеет звание «Ветеран труда», награждён орденом Трудового Красного знамени, медалью «Трудовая доблесть», знаком «За безаварийный пробег на локомотиве миллион км».

 

Заведующий учебно-производственными мастерскими С.А.Бычков имеет железнодорожный стаж 29 лет, награждён знаком    «За безаварийный пробег на локомотиве миллион км». 

Долгое время сохраняют верность училищу такие мастера производственного обучения как мастер высшей квалификационной категории Н.Я.Суббач,  мастера первой квалификационной категории Ю.А.Папилкин и И.Е.Таран, и многие многие другие 

Наряду с профессией учащиеся училища получают среднее (полное) общее образование. В училище работают 10 преподавателей общеобразовательных дисциплин. Среди них преподаватели высшей квалификационной категории: С.Г.Дробот и Н.Б.Шигапов, награжденные Почетной грамотой Министерства Образования и науки РФ; преподаватель  первой квалификационной категории, Отличник народного просвещения  Л.В.Долгова,   ветеран училища, преподаватель ОБЖ  второй квалификационной категории С.И.Степика и другие.

 

Сегодня профессиональное училище №10 привлекает ребят не только будущей профессией, но возможностью получить дополнительное образование, научиться интересно и содержательно проводить свое свободное время. В училище сформирована сеть объединений для занятий спортом, художественной самодеятельснотью, техническим творчеством.

 

  

 22 июня 2006 года Территориальный комитет по новосибирскому отделению Зап.-Сиб. железной дороги для поддержки лучших учащихся учредил именные стипендии отличникам учебы, принимающим активное участие в общественной жизни училища.

 

 

 

 

 

Ими стали:

  • Гилев Александр Николаевич — лучший по профессии помощник машиниста локомотива;

  • Бюксель Николай Анатольевич — лучший по профессии слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава;

  • Пойлов Александр Андреевич — лучший по профессии слесарь по обслуживанию и ремонту  подвижного состава.

      Мы приглашаем всех ребят, желающих связать свою жизнь с профессией железнодорожника к нам в училище. Приглашаем к сотрудничеству по профессиональной ориентации школьников педагогов общеобразовательных учреждений    

 





Рейтинг@Mail.ru