Общественное обсуждение и продвижение
комплексного проекта модернизации образования
на территории Новосибирской области

 

25-26 августа 2007 года в рамках работы  областного съезда работников образования состоялся экспертно-аналитический семинар по проблемам продвижения  комплексного проекта модернизации образования на территории Новосибирской области. В работе семинара приняли участие руководители органов управления образованием, образовательных учреждений, педагоги, представители общественности и средств массовой информации.

 

Работа семинара проанализирована экспертно-аналитическими группами, подробный анализ и выводы которых размещены на сайте www.websib.ru.

Наш журнал предлагает вашему вниманию взгляд руководителей групп на ситуацию в системе образования области по итогам проведенных экспертиз.

 

Николай Алексеевич Акатов - советник Губернатора Новосибирской области, руководитель аналитической группы «Качество образования. Оценка труда учителя» .

В числе проблем, выявленных в первый день семинара, по мнению Н.А.Акатова,  важнейшей является несовпадение мнений участников семинара в понимании того, что есть качество образования, в том числе какие критерии деятельности учителя необходимо принять за основу при формировании базовой и распределении стимулирующей части ФОТ. Это может привести к неисполнению обязательств, взятых областью по реализации проекта, исключение области из числа регионов, получающих финансовую поддержку.

 

В качестве предлагаемого выхода  из ситуации экспертно-аналитическая группа предлагает реальную временную отсрочку запуска проекта, чтобы обеспечить достижение уже в текущем году заявленных ориентиров развития.

 

Надо понимать, что в современном обществе сложилась проблемная ситуация, основной смысл которой в непонимании многими работниками образования  образовательных достижений обучающихся и образовательного учреждения на основе предметных знаний и умений.

 

В чем заключается понимание качества образования,  отвечаюшего современным требованиям?

 

В современной школе преобладает стремление достижения результативности в предметности – деятельность на субъективно установленный результат. В формировании компетентностей нет ничего надпредметного или внепредметного. В компетентностях важнейшей компонентой является знание. Знание как основа для  осознанного личностью ответственного и умелого действия, объективно воспринимаемого как результат.

 

Достижение результатов освоения основных образовательных программ невозможно без исполнения в образовательном учреждении деятельности всех видов образования: обучающего, воспитательного, социализирующего и развивающего. Это означает, что учителю необходимо оплачивать все виды деятельности, а не только учебную нагрузку.

 

В качестве основных выводов экспертно-аналитическая группа предлагает под пониманием качества образования при оценке труда учителя считать новое качество образования, формирующего компетентности обучающихся на основе знаний. Базовая оплата труда учителя должна при этом зависеть от его вклада  (участие в различных видах образовательной деятельности) в формирование компетентностей обучающихся на основе полученных ими знаний, а стимулирование (оплата труда и аттестация) обосновывается результативностью работы учителя, оцененной с участием общественных представителей.

 

Бацын Владимир Константинович – эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика». «Гражданский заказ образованию»

Большая часть участников семинара связывает себя с проблемой гражданского участия в управлении образованием.

 

Участники семинара рассматривают комплексный проект модернизации образования как шаг на пути консолидации государства и общества в ответственности за образование. Впервые в истории образования проект инициирован «снизу» и поставленны вопросы, на которые изначально нет ответов.

 

По словам Владимира Константиновича проект ставит под угрозу классно-урочную систему обучения, под существующие для разных видов и типов образовательных учреждений общие программы. Школа должна помочь ребенку стать самим собой, сформировать собственный образ.

 

Задача педагога состоит в том, чтобы возбудить у  родителей интерес к новому качеству образования, которое может получить их ребенок.

Новая деятельность учителя включает в себя учебный предмет как средство для достижения не только учебных, но и надпредметных компетенций.

 

Школьные годы должны насытить жизнь ребенка максимальным количеством различных видов деятельности. Параллельно с этим должен меняться и сам учитель и социальная среда. По мнению Владимира Константиновича необходимо создать новую смысловую рамку для общения педагогов и родителей.

 

Отмечено, что участников семинара заинтересовал вопрос о  компетентностях общественного школьного совета. 

Несмотря на то, что нормативно это прописано, существует немало вопросов, на которые необходимо ответить в ближайшее время. Так, совет может оценить деятельность учителя    как вклад в развитие компетенций ребенка согласно совместно разработанной с педколлективом образовательной программе.

 

На семинаре поднимался вопрос о конструктивности методов реструктуризации сети сельских школ. Отмечено, что оценка дороговизны малокомплектных школ и их неэффективности связана с классно-урочным методом организации образовательного процесса. Задел поиску таких методов сделан созданием в области экспериментальных площадок и программ развития сети ОУ.

 

Другие методы: подвоз детей, улучшение питания, материально-техническое, информационное оснащение – затрагивают не существенный фактор проблемы.





Рейтинг@Mail.ru