Я человек: как Бог, я обречен познать тоску всех стран и всех времен

 

 

Анализ рассказа следует начать с достаточно традиционной, но действенной формы - чтения учителем самогo текста. Как известно, преподаватель, читающий вслух анализируемое на уроке произведение, и становится его первым интерпретатором в рамках учебного часа. Это так называемое предварительное чтение, которое есть суть не логическое осмысление элементов текста, но его эмоциональное понимание, расстановка с помощью интонации и голосовой модуляции его смысловых акцентов, проговаривание важнейших узлов повествования. Бунинский рассказ небольшой по объему, и чтение его в начале урока тем более целесообразно, так как не занимает много времени, но является удачным вступлением.

 

Следующий этап урока - «слово учителя», необходимое и как вступление, и как напоминание ученикам о главных темах бунинской прозы (лекция по творчеству писателя и анализ стихотворений уже проводился ранее), и как акцентуация внимания школьника на цели разбираемого рассказа:

Бунина нет, но голос его звучит и сейчас, для нынешних читателей, звучит со своей интонацией, со своим неповторимым ритмом, со своим желанием быть услышанным через века, голос, обращенный к собеседнику и прошлого, и настоящего, и будущего. Когда-то Осип Мандельштам сказал, что хотел бы говорить с читателем, который будет жить через десятилетия и столетия после него. Эти слова можно отнести, наверное, к любому писателю, но к Бунину они имеют непосредственное отношение. Какого собеседника ждет писатель, кто может услышать этот голос, на какого читателя рассчитывал Бунин? На тонкого читателя, который увидит эту художественную гармонию, эту словесную акварель, услышит это легкое дыхание – неслучайно каждое слово, где происходит тонкая игра смыслов. Сложно ответить на вопрос, какие конкретно смыслы вкладывал автор в тот или иной фрагмент текста, в то или иное слово, да это и не нужно, ведь Текст всегда скажет больше: интерпретатор – это всегда настоящий исследователь, не просто принимающий на веру то, что «сказано» автором, а прежде всего думающий собеседник, включенный в диалог с автором.

 

Итак, перед нами Текст.

 

Третий этап урока – рассмотрение содержательной основы рассказа, собственно сам механизм анализа, который целесообразно начать с выделения базовых мотивов и художественных приемов произведения Бунина. На доске предварительно выписаны эти моменты:

  1. Фабула и персонажи.
  2. Хронотоп: бытийное и бытовое пространство и время, реальное и космическое.
  3. Цветопись и «тактильность» текста.
  4. Мотивы (любви, смерти, памяти, жизни).

Нужно отметить, что ученики должны были приготовить домашнее задание: найти в тексте проявления этих мотивов и выписать как можно больше примеров на каждый из пунктов. По ходу урока схема на доске будет расширяться и дополняться теми смысловыми составляющими, которые выявляются постепенно по мере продвижения диалога. Причем учителю необходимо подчеркнуть принципиальную последовательность зафиксированных на доске тем.

 

Первый вопрос учителя звучит так:

  • Какова фабула рассказа? Изложите ее в нескольких предложениях.

Есть некий он, есть она - они любят друг друга; должна была состояться свадьба. Девушка очень боится потерять его. Он убит на войне. И потом всю свою жизнь (тридцать лет) она сохраняет память об одном-единственном вечере – их самой счастливой встрече.

 

Необходимо начать с того, что лежит на поверхности текста, что может воспринять любое обыденное сознание. Ученики выясняют, что фабула слишком проста, значит смысл нужно искать глубже.

 

Если школьники не обратят внимания на важную черту бунинской любовной прозы – ненаделение героев именами, а обозначение их только местоимениями (особый модернистский прием Бунина, подчеркивающий обобщенность судьбы любого человека, трагедию всех и отличающийся от традиционной реалистической типизации), можно задать провакационный вопрос: почему при пересказе фабулы вы постоянно делаете речевую ошибку – повторяете местоимения «он» и «она»?

 

Исходя из того, что обыденный уровень текста осмыслен, начинаем работу с художественными категориями.

Любой художественный текст, как вам известно, соотносится с универсальными категориями – пространством и временем, которое в художественном тексте приобретает значение символическое. Как «сконструировано» данное произведение, какие хронотопы мы можем выделить и как они связаны друг с другом?

 

Один из учеников составляет схему, а остальные комментируют текст. Постепенно вырисовывается хронотопическая картина произведения:

  1. Дом как храм и оберег и последующее его разрушение и соответственно жизнь как путь и скитание.
  2. Путь как жизненный путь одного человека, и как исторический вектор России начала XX века.
  3. Наконец, дом, лишенный пространственных границ, дом, находящийся за пределами земного мира. Это то пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному, это движение к бессмертию: «И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня – с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». Вместе с учениками учитель отмечает ключевые слова фрагмента: «где-то там», «тот вечер», «ко мне». Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное.
  4. Время как мгновение (жизнь человеческая) и как вечность. Вечность всегда у Бунина циклична и неуничтожима. Неслучайно героиня говорит в конце рассказа про единственный их вечер: «И это все, что было в моей жизни, остальное ненужный сон». Учитель обращает внимание старшеклассников на слова «сон» и «ненужный».
  • Почему жизнь названа сном?

Мотив жизни как сна (в буддистском понимании) вообще свойственен бунинской поэтике. Жизнь – это иллюзия, но иллюзия горестная и трагическая.

  • Кто виноват в этой трагедии? Война? Революция? Бог? Неправильное социальное устройство?

Бунин внесоциален, и поэтому и война, и революция, и история для него – лишь частные проявления мирового зла, которое неуничтожимо. Весь рассказ – это попытка писателя понять и осмыслить, как мировое зло отражается на судьбе отдельного человека.

 

Ученики вспоминают, что было отмечено в начале урока: у героев нет имен, и это подтверждение тому, что любые человеческие судьбы одинаковы, человек является игрушкой в руках рока и подвержен влиянию энтропии – всеобщего физического уничтожения. По Бунину, жизненные катаклизмы – это проявление высших закономерностей, абсолютного мирового катастрофизма.

 

Затем учитель акцентирует внимание старшеклассников еще на одном важном временнoм аспекте произведения:

  • Обратим внимание, что весь рассказ написан как воспоминание героини о прошлом. Какой мотив в связи с таким построением художественного времени проявляется в тексте?

Память. Память у Бунина имеет по меньшей мере два значения: в мировом хаосе она является спасением от забвения. Память, по Бунину, не менее, а более реальна, чем поток действительности. Память всегда связана с культурой, которая есть суть сохранение всего того, что уходит в небытие.

 

В случае расширения представления о мотиве памяти в русской литературе начала XX века преподаватель может прочитать ряд стихотворений Осипа Мандельштама (например, из цикла «Камень»), в которых наиболее ярко проявляется так называемая «культурная память» - особого рода поэтическая категория, служившая Мандельштаму основой его отношения к ценностям культуры. Такое обращение к «чужому» голосу позволит проложить пути к изучению в дальнейшем поэтики акмеизма и конкретно творчества Мандельштама, а также сравнить «две памяти» великих художников слова.

  • Какие художественные средства использует Бунин, чтобы подчеркнуть реальность памяти и ирреальность действительности? Как известно, Бунин – мастер описания тонких человеческих ощущений и состояний природы. И в этом он близок к импрессионизму.

Прежде всего цветопись, светопись и тактильность. Также в произведении мы видим прямое включение стихотворной цитаты. Что касается импрессионизма, то герой в рассказе неслучайно читает своей возлюбленной стихотворение именно Фета, так как в творчество Фета широко отражены импрессионистические мотивы.

  • Поработаем с этими категориями: назовите основные цвета, описания физических ощущений героев и определите значения цитируемых героем строчек Фета в контексте рассказа (один ученик на доске выписывает слова: «цвет», «тактильность», «интертекст»).

Цвет и свет. Ученики называют слова, обозначающие цвета и дают их символическую интерпретацию, используя «Словарь символов»: «черное», «блестящее», «красное», «солнечное», «минерально-блестящие звезды», «сверкающее солнце». Черный цвет – трагедия человека, предчувствие беды, черный цвет у Бунина связан с переживаниями человека. Красный – цвет крови и также трагедии, цвет, знаменующий будущую катастрофу народа. Золотой (осень) связан с природой. Сочетаясь, цвета подчеркивают неразрывную связь человеческих ощущений с природным началом. Школьники отмечают, что эпитет «блестящие» («светящиеся», «сверкающие») объединяет такие художественные детали, как звезды («блестящие звезды»), окна дома («как … по-осеннему светят окна дома»), глаза героини («как блестят глаза») и делают вывод о единстве всего в мире: природы, человека, неодушевленных объектов (дом). Здесь может прозвучать «слово учителя»: преподаватель подкрепляет выводы школьников цитатой из книги Мальцева «Бунин» : «Для Бунина мир – единое психофизическое тело». А если человек начинает жить одним ритмом с природой, он вечен.

  • Соответственно и тактильные ощущения широко представлены в рассказе Бунина. Найдите примеры.

Уже название говорит об ощущениях героев: «холодная осень» - это не только обозначение холодного времени года, но прежде всего метафорически – холод этого мира по отношению к человеку, все то же мировое зло. Старшеклассники называют слова и словосочетания, обозначающие психофизические состояния героев: «запотевшие от пара окна», «удивительно ранняя и холодная осень», «протерла стекло платком»,«ледяные звезды», «сверкающий изморозью».

  • Наконец, давайте обратимся к вопросу включения в рассказ отрывка из стихотворения Фета.

Фет – это и символ русской дореволюционной старины, это и поэтическое осмысление природы, и наконец, приятие смерти, вечности. У Фета – это не  замерзание и умирание, а вечное грандиозное движение по кругу; неслучайно в стихотворении употреблено слово «пожар» - антитеза холодному и ледяному миру.

  • Какие еще традиционные мотивы встречаются в тексте?

Любовь и смерть. Любовь, по Бунину, тоже прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью, в художественном мире Бунина не найти счастливой любви. Любовь у Бунина также вне законов времени и пространства, и поэтому смерть не только не уничтожает любви, но является продолжением ее в вечности. Несмотря на  кратковременность любви, она все равно остается вечной – она неуничтожима в памяти героини именно потому, что мимолетна в жизни. Неслучайно рассказ заканчивается мотивом любви: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».

 

Закончить анализ рассказа можно заключительным словом учителя и подведением итогов урока: «Но можно ли поставить на этом точку или все же финал бунинского рассказа открыт для дальнейшей интерпретации? Вопрос, конечно же, остается открытым, потому что такие философские категории, как Любовь, Память, Смерть, Жизнь, Вечность всегда будут давать пищу новым и новым произведениям искусства».

 

В качестве домашнего задания можно дать сочинение-рефлексию. Название темы - слова героини в конце рассказа: «И это все, что было в моей жизни – остальное ненужный сон». Обязательно еще раз нужно акцентировать внимание на ключевых словах фразы: «сон» и «жизнь».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".