Адамский А.И.: Учителям будут платить по-новому

 

Никто не будет спорить с тем, что одной из самых острых проблем отечественной системы образования является низкая заработная плата учителя. Это порождает массу таких негативных последствий, как: нехватка и старение педкадров, утечка из школ  и садов высококвалифицированных специалистов и их замена недоучками всех мастей, низкий социальный статус педагога, что приводит к снижению уважения к нему воспитанников – перечислять можно до бесконечности. Очень долгое время денег в системе образования было на самом деле совсем мало и говорить о серьезном повышении оплаты труда не приходилось. Сегодня деньги вроде бы появились и…мы встали на пороге новой реформы. Власти и экспертное сообщество сказали: «Платить будем не просто больше – платить будем по-другому». А как? И чем не устраивает существующая система часов и ставок? Об этом мы поинтересовались у члена Общественной палаты РФ, члена Общественного совета при МОН РФ, ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского.

 

Скажите, с чем связана запланированная реформа заработной платы школьных педагогов, в чем она заключается и когда начнется?

 

Введение новой системы заработной платы педагогов уже идет в некоторых регионах России, в частности в тех субъектах федерации, которые в этом году стали победителями конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2007 году 53 региона подали заявки на конкурс проектов комплексной модернизации региональной системы образования, а федеральные деньги выиграл 21 субъект федерации. Это те регионы, которые взяли на себя самые высокие и обоснованные обязательства по внедрению наиболее перспективных образовательных реформ. Базой комплексной модернизации является именно введение новой системы оплаты труда (НСОТ). В дальнейшем конкурс регионов будет продолжен в 2008 и  2009 году и к проекту присоединяться другие субъекты РФ. Подробности проекта можно узнать на сайте www.kpmo.ru.

Введение новой  системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и  обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них,  кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления зависит обретение российским учителем  заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного я этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.

Суть новой системы оплаты труда учителя состоит в том, что оценка результата его профессиональной деятельности складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой, гарантированной для каждого учителя, прошедшего процедуру аттестации (разработка нового порядка которой  также предусмотрена проектом), и стимулирующей, определяемой Регламентом распределения стимулирующей части ФОТ школьными  советами (эта тема развивается в рекомендациях по направлению 5). 

В отличие от существующего «почасового» порядка,  вводимый  механизм нормирования и учета учительского труда предусматривает отнесение к оплате в базовой части всех без исключения видов его деятельности, определенных  должностными обязанностями: кроме почасовой аудиторной нагрузки, это  внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами и т.п. Кроме того, в той же базовой части устанавливается зависимость оплаты труда в от числа обучаемых.

В результате этих изменений учитель будет избавлен от унизительной погони за нормой часов аудиторной нагрузки («урокодательства») и станет экономически и психологически заинтересован в использовании инновационных педагогических технологий. Исчезнут условия, консервирующие ставшую во многих случаях неэффективной классно-урочную систему. 

При этом важно понимать, что новая система рассчитана на повышение доходов учителей в целом. Т.е. вырастет зарплата у всех, но неравномерно – в зависимости от качества работы.





Рейтинг@Mail.ru  

Для вас недорого аскона скидки в рассрочку со скидками.