Адамский А.И.: Какая реформа детских садов нам нужна?

 

Парадокс отечественной системы дошкольного образования заключается в том, что, пожалуй, ни в одной сфере педагогики у нас не наработано больше инновационных эффективных методик работы с детьми, однако организационные, правовые и финансовые условия, в которых вынуждены существовать ДОУ, при этом остаются наиболее консервативными, тормозящими процессы становления нового качества содержания дошкольного образования. Сеть детских садов до недавнего времени как будто выпала из сферы внимания реформаторов.  

Проблемы дошкольного образования известны всем: нехватка мест для детей, низкая зарплата работников, плохие условия содержания. Только вот что с этим делать? В последнее время некоторые элементы реформы мы все же можем наблюдать – реструктуризация сети ДОУ, перевод обычных учреждений в автономные, что-то вроде бы собираются делать и с зарплатой воспитателей… Все это вызывает очень много вопросов у наших читателей, обеспокоенных судьбой самых маленьких граждан.

Внести ясность мы попросили члена Общественной палаты РФ, ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» Адамского Александра Изотовича, эксперта в области комплексной модернизации системы образования.

 

 В настоящее время в детских садах не хватает мест для всех желающих. А идущая полным ходом реструктуризация сети образовательных учреждений может повлечь за собой закрытие ряда ДОУ (с целью оптимизации расходования ресурсов), что уменьшит и так недостаточное количество мест. Как разрешить это противоречие?

 

Александр Адамский: Развитие сети ДОУ направлено не на реструктуризацию сети и сокращение образовательных учреждений, а на развитие учреждений, реализующих эффективные образовательные программы, позволяющие детям получать качественное дошкольное образование. Это ни что иное, как организация условий для перехода от детского сада типа  «камеры хранения» к образовательному учреждению с качественными образовательными результатами, адекватными дошкольному возрасту. К тому же условия содержания во многих садиках не всегда отвечают элементарным требованиям безопасности: здания в аварийном состоянии, в помещениях полная антисанитария.

С целью обеспечения развития и поддержания качественных условий для образования дошкольников создаются ресурсные центры - такие институты поддержки и развития всей сети образовательных учреждений концентрирующие самые эффективные педагогические, медицинские технологии. Это позволит улучшить ситуацию в дошкольном образовании и, как сами видите, абсолютно не направлено на сокращение мест в детских садах.

 

Для того, чтобы дошкольники получали качественное образование, необходимы соответствующего уровня специалисты. Как известно, уровень специалистов в дошкольном образовании на сегодняшний день весьма неоднородный. Не получится ли разделения специалистов на группы наиболее и наименее оплачиваемых? Не  вызовет ли это сильного социального протеста не готовых к такому разделению педагогов и представителей общественности?

 

АА: И педагоги, и родители, и сами дети замечают существующую в образовании несправедливость: педагоги все разные (и относятся к детям по-разному, и ответственность к работе разная, и результаты разные видны), а получают все одинаково. Одинаково мало. Эта несправедливость становится  как причиной конфликтов внутри образовательных учреждений, так  и поводом для ухода из дошкольного образования в другие сферы деятельности лучших специалистов.

Сегодня заработная плата педагога никак не связана с результатами его профессиональной деятельности, с качеством работы. Уравниловка приводит к потере мотивации. Чтобы исправить эту ситуацию, сейчас в ряде регионов готовят переход к новой системе оплаты труда педагогических работников, в т.ч. в сфере дошкольного образования. Она призвана изменить эту ситуацию и сделать заработную плату зависимой от качества работы, что  будет стимулировать качество предоставляемых педагогом услуг и одновременно мотивировать его к повышению уровня своей квалификации, педагогического мастерства. Лучшие получат адекватную материальную оценку своему труду, а те, кто ещё не достиг высокого уровня педагогического мастерства – имеют «прозрачные» перспективы своего профессионального роста, перспективы повышения качества предоставляемых образовательных услуг, что гарантирует и рост оплаты труда.

 

 По каким программам будут работать педагоги ДОУ? Не приведет ли предшкольная подготовка к непосредственному натаскиванию ребенка (навыкам письма, счета, чтения)? Не лишаем ли мы детей детства?

 

АА: Дошкольное образование не должно ставить задачу подготовки ребёнка к школе. Задача формулируется совсем по-другому: помочь ребёнку реализовать возрастную норму. Другими словами: обеспечить условия для развития дошкольника в соответствии с возрастной нормой.

Разумеется, требования к содержанию образования дошкольников должны фиксироваться в нормативных документах  федерального,  регионального, и муниципального уровня, а так же на уровне дошкольного образовательного учреждения. Этот вопрос, как и ряд других, решается системно в процессе развития сети. В частности, разработка содержания образовательной программы для дошкольников будет осуществляться в рамках государственного стандарта, включающего научные основы дошкольного образования, возрастные нормативы, а также законодательную закрепленность вариативных форм. Непосредственная разработка программ в дошкольных образовательных учреждениях будет базироваться на оформленных представлениях потребителя о качестве предшкольного образования, основных требованиях к результативности и условиям реализации образовательных программ дошкольного образования. Оформление такого представления – задача педагогических коллективов во взаимодействии с родителями.

 

Для реализации современных образовательных программ дошкольного образования осуществляется массовый переход учреждений в  новые организационно–правовые формы. Не приведет ли это к  введению повсеместно платных образовательных услуг, к повальной  коммерциализации? Не станет ли от этого дошкольное  образование качественным, но не доступным? Что в такой ситуации делать простым гражданам?

 

АА: Во многих ДОУ заведующие и представители общественных управляющих советов сталкиваются с проблемами, которые невозможно решать в существующих организационно-правовых условиях. Нет возможности тратить бюджетные средства в соответствии с актуальной ситуацией в учреждении, поскольку все средства могут расходоваться исключительно в соответствии со статьями расходов сметы (даже добровольные пожертвования, попадающие в казначейство, также попадают под это правило).

Для эффективного расходования средств с целью обеспечения развития каждого конкретного ребёнка, требуются иные нормативные условия. Переход в автономное учреждение (АУ) – это возможность эффективного расходования бюджетных средств, подконтрольных государству, это возможность развития материальной базы дошкольных образовательных учреждений, это возможность более гибкого реагирования на запросы родителей, общественности, это возможность введения вариативных программ дошкольного образования. При этом переход в АУ – это всего лишь обеспечение более гибкого способа хозяйствования, который приблизит качество бюджетных услуг к востребованному каждым родителем уровню, а не уход в коммерциализацию. Основные гарантии, предоставленные гражданам законодательством будут безусловно реализовываться и в рамках АУ.





Рейтинг@Mail.ru