Программа «Одаренные дети»

 Цели:

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности, общества, государства;

  • обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:

  • выявление одаренных учащихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • разработка индивидуальных форм работы;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников гимназии при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит гимназистам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

  • включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся гимназии и других образовательных учреждений города, региона.

Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:

  • целенаправленное невоздействие или безоценочность принятия одаренного ребенка;

  • эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);

  • сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).

Система дополнительного образования

 

Необходимым условием для решения стоящих перед гимназией задач в области развития творческих способностей личности является создание системы дополнительного образования.

Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство гимназии, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.

 

В начальной школе:

  • предметные кружки;

  • индивидуальные занятия с одаренными детьми.

Занятия проводят учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы.

 

В основной школе:

  • предметные кружки и факультативы;

  • индивидуальные занятия с одаренными детьми;

  • обучение в заочных школах НГУ, МГУ и др.;

  • занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения.

Занятия проводят учителя-предметники основной и старшей школы, преподаватели вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов.

 

В старшей школе:

  • факультативы;

  • научные общества учащихся;

  • индивидуальные занятия с одаренными детьми;

  • обучение в заочных школах НГУ, МГУ и др.;

  • занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения.

Занятия проводят учителя-предметники старшей школы, преподаватели вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов.

 

Кружки и факультативы в 1-3-х и 5-8-х классах дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого гимназиста.

 

Занятия с одаренными детьми проводятся в малых группах или индивидуально учителями-предметниками и специалистами высшей школы.

 

Научно-исследовательская работа учащихся организована через систему научных обществ на базе научно-методических кафедр гимназии, а также кафедр вузов и лабораторий научно-исследовательских институтов.

Научно-исследовательская деятельность гимназистов направлена на формирование у  них умений:

  • применять знания на практике;

  • проводить наблюдения и измерения;

  • формулировать проблему и видеть пути ее решения, проводить научный эксперимент;

  • моделировать реальные объекты и процессы.

Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные декады.

 

В ходе предметных декад учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках декады готовят и проводят как учителя, так и сами учащиеся.

 

Учащиеся гимназии принимают участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:

  • в предметных олимпиадах, ученических научно-практических конференциях по линии министерства науки и образования РФ;

  • в международных конкурсах-играх по математике ("Кенгуру"), по русскому языку ("Русский медвежонок") и по истории("Золотое руно");

  • в районной олимпиаде по истории для учащихся 8-х классов (организатор ­–  МО учителей истории гимназии);

  • в районной олимпиаде по математике для учащихся 5-х классов (организатор ­–  кафедра математики гимназии);

  • в районной олимпиаде по русскому языку для учащихся 5-8-х классов (организатор ­–  кафедра русского языка и литературы гимназии);

  • в районной и городской олимпиадах по русскому языку, математике, природоведению для учащихся 4-х классов;

  • в районной интеллектуальной игре для учащихся 3-х классов;

  • в выставке прикладного творчества "Новосибирск юный";

  • в региональной олимпиаде развивающего обучения для 2-8-х классов;

  • в турнире Городов (олимпиада по математике для учащихся 8-11-х классов);

  • в Новосибирском турнире матбоев;

  • в Турнире им. А. Колмогорова (командная математическая олимпиада для 6-8-х и 9-10-х классов);

  • в Уральском турнире юных математиков (командная олимпиада);

  • в городском лично-командном первенстве по математике;

  • в соревнованиях по туризму;

  • в первенстве района по пулевой стрельбе;

  • в спортивных играх "Президентские состязания";

  • в конкурсе «Молодые голоса Сибири и др.

Перечень олимпиад и конкурсов по информатике и информационным технологиям, экологии, художественно-эстетического направления, спортивные состязания приведен в соответствующих разделах, описывающих содержание подпрограмм информатизации образовательного процесса гимназии; непрерывного экологического воспитания; «Система воспитания гимназистов»; «Здоровье» и др.

 

 Важной составляющей системы дополнительного образования гимназии является Центр детского развития.

 

Центр детского развития 

  • создает условия для личностного роста учащихся, формирования у них системы знаний;

  • помогает гимназистам реализовывать личные способности и склонности;

  • обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности;

  • формирует у учеников дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

Эта система осознается, формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющимися сферами деятельности учащихся, такое пространство, которое:

  • дополняя функциональность основного образования, расширяет и углубляет знания учащихся в интересных для них формах, способствует овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе;

  • создает условия и обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребенка в различных видах деятельности;

  • всемерно способствует самовыражению, развитию творческой активности, самоопределению и ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор;

  • во многом обеспечивает эффективность воспитательной работы, которая реализуется как системная, целостная деятельность по формированию духовно-нравственной, гражданско-патриотической, всесторонне развитой личности;

  • способствует установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива;

  • повышает эффективность и расширяет возможности спортивно-оздоровительной работы, позволяет интересно организовать досуг учащихся и активно влиять на реализацию их здорового образа жизни.

Важным звеном в воспитательной системе гимназии является приобщение всех детей к искусству и, прежде всего, к концертно-театральной деятельности.

 

Ежегодно в гимназии проводится фестиваль искусств и театральный фестиваль по параллелям, в котором принимают участие около 500 школьников студий художественно-эстетического цикла Центра детского развития. На фестивале искусств каждая параллель представляет разножанровую концертную программу, включающую сольное, ансамблевое или хоровое исполнение, художественное чтение, хореографию, инструментальное исполнение, бальные танцы, оригинальный жанр и др. На театральном фестивале каждая параллель или отдельный класс представляют спектакли различных жанров: драматические, музыкальные, водевили, литературно-музыкальные композиции. Лауреаты школьных фестивалей получают право участия в районных фестивалях и концертах различного уровня.

 

Образовательные проекты, направленные на развитие и реализацию творческой инициативы учителей и учащихся гимназии

 

Проект «Современному читателю – современную книгу»

 

Концепция разработана педагогическим активом МОУ гимназии № 1 г. Новосибирска совместно с «Фондом содействия и поддержки Гимназии № 1».

 

Цель: создание условий для разностороннего развития учащихся на основе их включения в разнообразную познавательную и творческую деятельность, на их подготовку к успешной социализации, предполагающей, с одной стороны, изучение общемировых культурных ценностей, а с другой – саморазвитие на почве национальных традиций своего народа, взаимодействии.

 

Задачи:

  • раскрытие интеллектуального потенциала школьников города;

  • становление и развитие нравственных критериев личности;

  • гражданское и духовное взросление;

  • развитие культурных связей с англоязычными странами.

  • Реализация программы направлена на:

  • возрождение интереса к чтению у детей и подростков посредством знакомства и изучения современной зарубежной и российской литературы;

  • организацию общения между представителями школ, библиотек и писателями.

  • активизацию работы по популяризации чтения среди детей и подростков посредством создания читательских клубов на базе школ, особенно школ из отдаленных  районов  г. Новосибирска и Новосибирской области.

  • подготовку к изданию антологии современной британской и американской литературы для дальнейшего изучения и обсуждения в читательских клубах.

  • проведение консультаций и мастер-классов с целью оказания содействия школам-участникам в работе читательских клубов.

В рамках реализации проекта предполагается проведение круглых столов и конференций, на которые планируется приглашать также представителей сибирских и британских литературных кругов для личного присутствия или в режиме “on-line”.

 

Проект «Открытая Городская межпредметная олимпиада для учащихся 5-8-х классов гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов «Золотая середина»

 

Проект разработан по инициативе администрации гимназии № 1.

 

Цели:

  • совершенствование преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного циклов;

  • создание социально-педагогических условий, способствующих разностороннему развитию учащихся по данным направлениям.

Задачи:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствования практического мышления;

  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и способностей в разных предметных областях.

В олимпиаде принимают участие учащиеся 5-8-х классов гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов  г. Новосибирска.

Олимпиада проводится по трем направлениям:

  • гуманитарный цикл (интегрированные задания по русскому языку, литературе, истории, английскому языку);

  • естественнонаучный цикл (интегрированные задания по математике, физике, биологии);

  • информатика (программирование в среде Лого, конкурс Лого-проектов). 

Проект «Конкурс “Полиглот”»

 

Автором проекта является коллектив учителей гимназии № 1. Проект реализуется под руководством кафедры иностранных языков ОУ на районном и городском уровне. Городской этап проводится  на базе гимназии.

 

Участники конкурса – учащиеся 10-11-х классов школ г. Новосибирска.

 

Задачи:

  • способствовать развитию языкового образования школьников, являющегося важнейшим показателем  общекультурного уровня развития человека и обеспечивающего его интеллектуальный  и творческий личностный рост;

  • способствовать стремлению к углублённому изучению старшеклассниками родного русского языка как средства выражения мысли и чувства говорящего;

  • стимулировать изучение учащимися двух и более языков на уровне базовых умений понимания устной иноязычной речи, говорения, чтения и письма, а также изучение языков программирования (машинных языков).

Конкурс проводится по 9 номинациям:

  • решение лингвистических задач;

  • коммуникативные игры;

  • английский язык;

  • немецкий язык;

  • французский язык;

  • языки программирования;

  • русский язык;

  • конкурс красноречия;

  • язык античности.

Проект «Районный литературный праздник»

 

Автором проекта является коллектив учителей гимназии № 1. Проект реализуется под руководством кафедры русского языка и литературы и проводится  на базе гимназии.

 

Цель:

  • сохранение и развитие традиций российской духовной культуры;

  • сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования школьников;

  • повышение общей гуманитарной культуры старшеклассников;

  • расширение внутришкольного культурного пространства;

  • содействие повышению культурного уровня района и города.

Праздник посвящается какой-то знаменательной дате в области литературы и культуры и проводится в форме конкурса старшеклассников по 10 номинациям:

  • конкурс Web-сайтов;

  • конкурс стенных газет;

  • конкурс рисунков;

  • конкурс на лучшую иллюстрацию к художественному тексту;

  • конкурс на лучший анализ художественного текста;

  • конкурс на лучшее мини-эссе;

  • конкурс эрудитов;

  • конкурс юных поэтов, бардов, писателей, драматургов;

  • конкурс декламаторов;

  • конкурс литературно-музыкальных композиций.

 

Проект «Ежемесячная молодежная общегимназическая газета “NewТон”»

 

Образ и концепция газеты разработаны ученическим и педагогическим активом, фондом содействия и поддержки гимназии № 1.

 

Цель: удовлетворение общественных потребностей юношества в диалоге о жизни в публичной форме журналистского и читательского творчества.

 

В основу проекта 2006-07 учебного года положена идея патриотического воспитания детей и юношества, развития в молодых людях стремления к творческому участию в жизни своего города, региона, государства через обобщение и распространение в процессе публикаций и активного обсуждения информации, связанной с ролью МОУ гимназии № 1 в развитии г. Новосибирска.

 

Редакционный коллектив газеты «NewТон» совместно с Попечительским советом и «Фондом Гимназии № 1» планирует через серию и проведенных по их итогам встреч и читательских конференций познакомить жителей города с тем творческим и гражданским достоянием, которым стали судьбы выпускников образовательного учреждения за 70 лет его существования.