Историческая справка

Историческая справка

До конца 19 века на территории Новосибирской области существовали только церковно–приходские школы при православных религиозных учреждениях, принадлежащих Синоду.

Первая светская школа была открыта купцом Гороховым в 1888 году в селе Бердском, где он готовил кадры для своего крупяного завода. 

 

 

Бурный рост населения г. Новониколаевска пришелся на завершение строительства железнодорожного моста через р. Обь. При его возведении возглавлял группу мостостроителей Григорий Моисеевич Будагов. Именно он на свои средства и пожертвования строителей открыл первую одноклассную с тремя отделениями бесплатную школу для детей строителей. Это и стало началом развития образования на территории нашей области, входившей тогда в состав Томской губернии. Эта школа стала и первым учреждением трудового воспитания. 

Для работы в школе были приглашены супруги Козловы: Николай Васильевич и Степанида Павловна. Люди интеллигентные, образованные (за плечами Николая Васильевича – учительская семинария, Степаниды Павловны – женская гимназия), музыкально одаренные, они не просто  были учителями, но и создали в школе центр культуры с театральным кружком, хором, библиотекой дешевых изданий,  организацией воскресных чтений для взрослых.

 

После Октябрьской революции супруги работали в школах Новосибирска.

Следует заметить, что Степанида Павловна  является одним из авторов   первых учебников для школ Сибири.

 

В историю сибирского образования  начала 20 века вошли такие известные педагоги - организаторы первых школ и гимназий, как Полянская К.С., Веденяпин А.В., Смирнова П.А.  

 

Знаменательным является и бурное строительство зданий образовательных учреждений. Только за  три года 1910 – 1912   в городе было построено 12 типовых кирпичных школ ( среди них и те, в которых расположены в настоящее время школы №3,6,12, театральный институт).

   

Такого грандиозного строительства не знал ни один город нашей страны. Уже в то время школы были оснащены автономным водоснабжением, канализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По историческим данным накануне Первой мировой войны в городе было 50 начальных училищ (школ),  две женских и одна мужская гимназии, реальное  и  торговое училища, учительская семинария. В них обучалось   более 5 тысяч детей, на образование тратилось около 100 тысяч рублей (население в городе насчитывало 22 тысячи и 2/5 населения было неграмотным).

 

С первых дней установления Советской власти в Новониколаевске, ( с 10 января 1920 года), при Сибревкоме  создается Сибирский отдел народного образования под руководством большевика С.И. Канатчикова, а с 5 (18) ноября Сибоно возглавил Дмитрий Константинович Чудинов.

 

Историческая справка

Историческая справка

До конца 19 века на территории Новосибирской области существовали только церковно–приходские школы при православных религиозных учреждениях, принадлежащих Синоду.

Первая светская школа была открыта купцом Гороховым в 1888 году в селе Бердском, где он готовил кадры для своего крупяного завода. 

 

 

Бурный рост населения г. Новониколаевска пришелся на завершение строительства железнодорожного моста через р. Обь. При его возведении возглавлял группу мостостроителей Григорий Моисеевич Будагов. Именно он на свои средства и пожертвования строителей открыл первую одноклассную с тремя отделениями бесплатную школу для детей строителей. Это и стало началом развития образования на территории нашей области, входившей тогда в состав Томской губернии. Эта школа стала и первым учреждением трудового воспитания. 

Для работы в школе были приглашены супруги Козловы: Николай Васильевич и Степанида Павловна. Люди интеллигентные, образованные (за плечами Николая Васильевича – учительская семинария, Степаниды Павловны – женская гимназия), музыкально одаренные, они не просто  были учителями, но и создали в школе центр культуры с театральным кружком, хором, библиотекой дешевых изданий,  организацией воскресных чтений для взрослых.

 

После Октябрьской революции супруги работали в школах Новосибирска.

Следует заметить, что Степанида Павловна  является одним из авторов   первых учебников для школ Сибири.

 

В историю сибирского образования  начала 20 века вошли такие известные педагоги - организаторы первых школ и гимназий, как Полянская К.С., Веденяпин А.В., Смирнова П.А.  

 

Знаменательным является и бурное строительство зданий образовательных учреждений. Только за  три года 1910 – 1912   в городе было построено 12 типовых кирпичных школ ( среди них и те, в которых расположены в настоящее время школы №3,6,12, театральный институт).

   

Такого грандиозного строительства не знал ни один город нашей страны. Уже в то время школы были оснащены автономным водоснабжением, канализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По историческим данным накануне Первой мировой войны в городе было 50 начальных училищ (школ),  две женских и одна мужская гимназии, реальное  и  торговое училища, учительская семинария. В них обучалось   более 5 тысяч детей, на образование тратилось около 100 тысяч рублей (население в городе насчитывало 22 тысячи и 2/5 населения было неграмотным).

 

С первых дней установления Советской власти в Новониколаевске, ( с 10 января 1920 года), при Сибревкоме  создается Сибирский отдел народного образования под руководством большевика С.И. Канатчикова, а с 5 (18) ноября Сибоно возглавил Дмитрий Константинович Чудинов.

 

 

Летом 1921 года весь аппарат Сибоно переехал из Томска в Новосибирск.

С этого времени в Новосибирске начинает выстраиваться система «нового образования», да и сам город становится постепенно центром большой Новосибирской области,  выделившись из Томской и Тюменской губерний.

В Новосибирске начинает издаваться «Сибирский педагогический журнал» (позже «Просвещение Сибири», ныне «Сибирский учитель»).

 

 

В течение 1920-1921 г.г. в Новониколаевске наблюдается очень быстрое развитие всех форм профессионально-технического образования, в это время создается специальный совет по образованию детей рабочих и подготовки их к труду. 3 февраля 1921 года Сибнаробраз принимает решение об организации школ фабрично-заводского ученичества.

В эти годы были созданы  педагогический и сельскохозяйственный техникумы в Новониколаевске, сельскохозяйственный техникум в с. Колывань, профессионально-техническая  и сельскохозяйственная школы в г. Каинске и др.

 

Чудинов создает лабораторию по изданию учебников для школ Сибири. Эта краевая лаборатория в 1922 году выпускает первый «Букварь для детей» под редакцией И.С. Дмитриева и Н.Н. Осмоловского.

 

 

 

 

 

Позже выходят учебники по географии, книги для чтен: #000000; BORDER-BOTTOM-COLOR: #000000; BORDER-TOP-COLOR: #000000; BORDER-RIGHT-COLOR: #000000" height=284 src="images/056sm.jpg" width=300 align=middle border=0>

 

Летом 1921 года весь аппарат Сибоно переехал из Томска в Новосибирск.

С этого времени в Новосибирске начинает выстраиваться система «нового образования», да и сам город становится постепенно центром большой Новосибирской области,  выделившись из Томской и Тюменской губерний.

В Новосибирске начинает издаваться «Сибирский педагогический журнал» (позже «Просвещение Сибири», ныне «Сибирский учитель»).

 

 

В течение 1920-1921 г.г. в Новониколаевске наблюдается очень быстрое развитие всех форм профессионально-технического образования, в это время создается специальный совет по образованию детей рабочих и подготовки их к труду. 3 февраля 1921 года Сибнаробраз принимает решение об организации школ фабрично-заводского ученичества.

В эти годы были созданы  педагогический и сельскоck="showfile('DswMedia/0011.jpg');return false" href="DswMedia/0011.jpg" target=_new> 

 

 

Позже выходят учебники по географии, книги для чтения для школ первой ступени и т.д.

 

К сожалению, первых организаторов образования С.И. Канатчикова, К.Д. Чудинова постигла судьба многих просвещенных людей того времени, они были арестованы, репрессированы и расстреляны.

Самой острой проблемой становления новой школы были кадры. 60% учителей не имели общего среднего образования, 35% —  только среднее   и лишь  5% - высшее. 

В целях повышения образовательного уровня учителей Сибирский отдел образования открывает двухмесячные курсы «красных учителей».

В эти же годы закладываются идеи политехнизации школы. На территории нашей области появляются первые опытно-экспериментальные школы: 18-я школа имени Ломоносова, располагавшаяся в здании  современного театра «Старый дом» и построенного по проекту А.Д. Крячкова.

  

 

 

 

Директором этой школы  назначается выпускник Новосибирской учительской семинарии Адриан Васильевич Веденяпин. При школе создаются детский сад, столовая, хозяйственный двохозяйственный техникумы в Новониколаевске, сельскохозяйственный техникум в с. Колывань, профессионально-техническая  и сельскохозяйственная школы в г. Каинске и др.

 

Чудинов создает лабораторию по изданию учебников для школ Сибири. Эта краевая лаборатория в 1922 году выпускает первый «Букварь для детей» под редакцией И.С. Дмитриева и Н.Н. Осмоловского.

 

 

 

 

 

Позже выходят учебники по географии, книги для чтения для школ первой ступени и т.д.

 

К сожалению, первых организаторов образования С.И. Канатчикова, К.Д. Чудинова постигла судьба многих просвещенных людей того времени, они были арестованы, репрессированы и расстреляны.

Самой острой проблемой становления новой школы были кадры. 60% учителей не имели общего среднего образования, 35% —  только среднее   и лишь  5% - высшее. 

В целях повышения образовательного уровня учителей Сибирский отдел образования открывает двухмесячные курсы «красных учителей».

В эти же годы закладываются идеи политехнизации школы. На территории нашей области появляются первые опытно-экспериментальные школы: 18-я школа имени Ломоносова, располагавшаяся в здании  современного театра «Старый дом» и построенного по проекту А.Д. Крячкова.

  





Рейтинг@Mail.ru  


enter> 

 

 

Директором этой школы  назначается выпускник Новосибирской учительской семинарии Адриан Васильевич Веденяпин. При школе создаются детский сад, столовая, хозяйственный двор.  Всю работу по их обслуживанию ведут дети.

 

Адриана Васильевича позже обвинили в антисоветской деятельности, потом реабилитировали. Он прожил долгую жизнь, до преклонного возраста сотрудничал с   коллективом Новосибирского педагогического училища №2.

 

Вторая школа подобного  типа находилась в с.Криводановка, её директором был А.К. Нечаев, впоследствии преподаватель Новосибирского учительского института и известный краевед. И третья школа была расположена в с.Каргат. Ее директором был Б.Ф. Райский, ставший профессором Сталинградского педагогического института.

 

   Все эти школы имели прямое подчинение наркомату просвещения, что подтверждает важное значение опытно-эспериментальной педагогической работы.

 

Двадцатые годы приходятся на формирование детского движения.  12 мая 1923 года Новониколаевский  губернский съезд комсомола обязал комсомольские ячейки приступить к организации пионерских отрядов.

Первый пионерский отряд в Новониколаевске губернии был создан в июне 1923 года при Вокзальном райкоме комсомола, начальником его стал Юлий Бек, отряду присвоили имя В.И.Ленина.

 

В августе 1928 года  в Новосибирске проведен 1-ый краевой слет пионеров.

 

 

В годы Великой Отечественной войны детское движение приобретает массовый характер, активно разворачивается тимуровское движение, его основными объектами становятся семьи бойцов Красной армии. В  1941 – 1945 годах на территории нашей области действовало 1200 тимуровских отрядов. 

 

Лидерами пионерского движения были наши —  только среднее   и лишь  5% - высшее. 

В целях повышения образовательного уровня учителей Сибирский отдел образования открывает двухмесячные курсы «красных учителей».

В эти же годы закладываются идеи политехнизации школы. На территории нашей области появляются первые опытно-экспериментальные школы: 18-я школа имени Ломоносова, располагавшаяся в здании  современного театра «Старый дом» и построенного по проекту А.Д. Крячкова.

  

 

 

 

Директором этой школы  назначается выпускник Новосибирской учительской семинарии Адриан Васильевич Веденяпин. При школе создаются детский сад, столовая, хозяйственный двор.  Всю работу по их обслуживанию ведут дети.

 

Адриана Васильевича позже обвинили в антисоветской деятельности, потом реабилитировали. Он прожил долгую жизнь, до преклонного возраста сотрудничал с   коллективом Новосибирского педагогического училища №2.

 

Вторая школа подобного  типа находилась в с.Криводановка, её директором был А.К. Нечаев, впоследствии преподаватель Новосибирского учительского института и известный краевед. И третья школа была расположена в с.Каргат. Ее директором был Б.Ф. Райский, ставший профессором Сталинградского педагогического института.

 

   Все эти школы имели прямое подчинение наркомату просвещения, что подтверждает важное значение опытно-эспериментальной педагогической работы.

 

Двадцатые годы приходятся на формирование детского движения.  12 мая 1923 года Новониколаевский  губернский съезд комсомола обязал комсомольские ячейки приступить к организации пионерских отрядов.

Первый пионерский отряд в Новониколаевске губернии был создан в июне 1923 года при Вокзальном райкоме комсомола, начальником его стал Юлий Бек, отряду присвоили имя В.И.Ленина.

 

В августе 1928 года  в Новосибирске проведен 1-ый краевой слет пионеров.

 

 

В годы Великой Отечественной войны детское движение приобретает массовый характер, активно разворачивается тимуровское движение, его основными объектами становятся семьи бойцов Красной армии. В  1941 – 1945 годах на территории нашей области действовало 1200 тимуровских отрядов. 

 

Лидерами пионерского движения были наши известные земляки - педагоги  Сталь Анатольевич Шмаков и  Олег Семёнович Газман.

  В тридцатые годы в Новосибирской области была упорядочена система подготовки рабочих кадров, определены по типам школы ФЗУ: ФЗУ для местной промышленности, для железнодорожного и водного транспорта, для горно-промышленного дела и торгового учета.

  С изданием в 1940 году Указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» впервые  стала формироваться система подготовки квалифицированных рабочих кадров в ремесленных, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения.

   В Новосибирске было образовано управление трудовых резервов, которое возглавил Марк Григоьевич Броншпиц.

В годы Великой Отечественной войны  увеличился приток в Новосибирск   эвакуированных детей, поэтому образовательные учреждения работали в 3-4 смены.

 Несмотря на трудности военного времени в 1944 году было введено всеобщее семилетнее обучение, в два раза возросло число учреждений начального профессионального образования.

 

Выстраивалась и система дошкольного воспитания, имевшая огромное значение в воспитании малолетних детей, чьи родители воевали на фронте, трудились в тылу  во имя победы.

 

В историю образования Новосибирской области золотой нитью вписаны имена учителей  Бурумова Ивана Дмитриевича - организатора первых школ в Доволенском районе (Иван Дмитриевич недавно отметил свое столетие); Воронцовой Ксении Ивановны – учительницы начальных классов 12 мужской школы г. Новосибирска,  Кавалера двух Орденов Ленина; Кузнецовой Александры Лукиничны — более 45 лет  возглавлявшей   школу   №1 г.  Куйбышева (ныне гимназия №1 им. А.Л.Кузнецовой).    Большой вклад в развитие системы профессиональ