Приоритетный национальный проект как мощный старт к конструктивному изменению ситуации в образовании

Руководитель департамента образования Новосибирской области В. В. Иванов

По-разному можно относиться к приоритетному национальному проекту  в сфере образования.

Существует мнение о том, что  через проект трудно изменить систему образования в целом.   

 

Но, согласитесь,  это реальная возможность показать лучший опыт отдельных школ, педагогов,  а через них увидеть как развивается система образования в целом и стимулировать это развитие…

 

Еще одна цель проекта  —  сделать систему образования открытой, привлечь общество к оценке процессов, происходящих в образовании.  Реализовать это через проект вполне реально,  надо только грамотно    отработать механизмы привлечения и участия общественных экспертов в оценке состояния и развития  процесса образования.  

 

Кстати сказать, к экспертной оценке конкурса на лучшую школу в рамках приоритетного национального проекта в сфере образования участвовали представители более чем 20 общественных фондов и организаций.

 

В соответствии с квотой Минобрнауки 108  общеобразовательных учреждения нашей области   представлены по итогам конкурсного отбора к награждению премией Президента России.       

 

Мы понимаем, что  возникновение  национальных проектов и экономическая ситуация последних   семи лет  неразрывно связаны. Ведь именно в последнее время мы стали стабильнее развиваться, появилась возможность более осмысленно рассчитывать свои возможности и ресурсы.

 

Сегодня мы на пороге принятия программы развития системы  образования  Новосибирской области на длительный период.

 

Ранее принятие такой программы не представлялось возможным в силу существовавших объективных причин и,  прежде всего,    не было   возможности гарантированного финансирования, а областной бюджет будущего 2008 года  и последующих лет в большей степени позволит направлять   средства на развитие   образования.

 

Национальный проект — является во  многом подтверждением наших      подходов к развитию системы образования Новосибирской области.

 

Примером тому может служить проведение ежегодного конкурса на звание «Лучшая школа года».

 

Лучшие учителя – тема также не сегодняшнего дня. На протяжении четырех лет Губернатором вручаются премии 100 лучшим педагогами области.

 

Это можно отнести  к  поддержке  способных и талантливых детей.

В области с 2001 года работает программа «Одаренные дети»,  стали традиционными многие мероприятия с детьми и учащейся молодежью, которые, как нам теперь кажется, существовали всегда. Например,  предметные олимпиады, научно-практические конференции, Губернаторские каникулы, Губернаторский прием золотых медалистов «Золотые надежды Сибири», слет ученических производственных бригад, различные творческие фестивали и конкурсы, профильные смены  и др.  


Дети, имеющие особые способности и таланты, получают   поддержку  из областного бюджета в виде именных стипендий или адресного финансирования.

 

Получение  премий, учрежденных Президентом России, победителям различных мероприятий областного уровня  безусловно усилит такую  работу  по поддержке талантливых детей.


Пять лет в нашей области работает программа «Школьный автобус» и надо признать, что первоначальная острота проблемы снята. Ежегодно вкладываются средства в капитальный ремонт и оснащение учебно-наглядным оборудованием  школ.

 

 

Если говорить об информатизации школ, то  пять лет назад на один компьютер в области приходилось 150 учащихся,   сегодня этот показатель достигает уже 30.


С нашей точки зрения национальный проект в значительной мере усиливает  системную работу в сфере образования и увеличивает возможности образовательных учреждений.     

 

Например, со следующего года  система образования полностью переходит на  нормативное финансирование образовательных учреждений, основанное на расчетах количества обучающихся и особенностей образовательных учреждений.


С учетом этого появится  возможность отдать  средства конкретному образовательному учреждению, которыми оно может самостоятельно распорядиться по собственному усмотрению.


По сути дела будет существовать два норматива: один – по заработной плате, которая гарантированно выплачивается в нашей области, и второй – по обеспечению учебно-воспитательного процесса.


Особое значение при нормативном финансировании приобретает обеспечение малых школ. И здесь   необходимо более детально рассмотреть проблему оптимизации сети образовательных учреждений области.

 

Этот процесс вовсе не означает закрытие небольших школ.  Достаточно сказать, что за четыре последних года в области закрылось не больше десятка таких образовательных учреждений и именно в тех населенных пунктах, где совсем не осталось учеников …

 

А вот более 300 начальных школ, в которых сама школьная жизнь уже стала неэффективной,  были присоединены к другим рядом расположенным средним и основным школам.

 

Этому есть аргументированное объяснение:  кабинет физики, химии, или лабораторный класс  проще организовать для объединенной группы обучающихся,а в небольшой школе это является  нереальным.

 

Понятно, что с этим появляются и другие проблемы:  для поездки на занятия в большую школу нужны автобусы, нормальные дороги. А  эти проблемы требуют комплексного решения.

 

Кстати сказать,  подобные проблемы есть и в городской инфраструктуре, когда в одном микрорайоне находятся школы (даже при современной демографической ситуации),     имеющие различную наполняемость.

 

К примеру, при расчете на 1200 учащихся в школе обучается лишь треть, что согласитесь, не совсем  рационально.  А что если их просто объединить, тем самым сократить управленческий аппарат, объединить коллектив, придать новый статус и новый режим развития. Безусловно, в данном случае приоритет  отдается  наиболее содержательно и интереснее работающему коллективу.

 

В последние годы в нашей области, в том числе ее сельских районах появились школы, имеющие статус гимназии, лицея, школы с углубленным изучением предметов. Это тоже   реструктуризация образовательной сети.            


С общей концепцией развития системы образования тесно связана работа с кадрами образования. Пришло время, когда  необходимо изменить подходы к кадровому обеспечениию школ,   предстоит решать  проблему  другого качественного уровня: более сорока процентов педагогов достигли пенсионного и предпенсионного возраста, традиционно низка доля мужчин в системе образования, в том числе среди руководителей образовательных учреждений. От нас требуется принятие мер для привлечения молодежи в школу, в том числе решая вопросы социальные.


В прошлом году впервые за последние постперестроечные годы молодые педагоги (в основном, это те,   кто пришел в школу по губернаторскому набору) получили подъемные. Нас поддержали многие главы администраций районов и городов области в решении жилищных вопросов молодых учителей,  выделении им дополнительных финансовых  средств.


Мы четко понимаем, что пришла пора изменить подходы к системе повышения квалификации и переподготовки работников образования. Думаем, что со следующего года перейдем на накопительный способ повышения квалификации, когда учитель положенные ему курсы повышения квалификации будет проходить по выбранной им самим схеме и не обязательно в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а например в техническом или другом вузе. А наша задача - продумать механизм закрепления за ним определенной денежной квоты для этих целей.

 

 


Важнейшее значение  имеет поддержка классного руководства. Здесь не столько идет речь о денежном вознаграждении (кстати сказать, доплату из областного бюджета классному руководителю мы также сохранили), сколько о внимании к самой проблеме воспитательной работы в школе, носителем которой является классный руководитель.


Иными словами национальный проект, наши комплексные решения и дадут тот системный результат, более эффективный, чем мы имеем сегодня.           


Подводя итоги, надо заметить, что   национальный проект «Образование» хорошо просматривается в контексте всей системы ежедневной работы по развитию системы образования нашей области.


Безусловно, национальный проект  сразу не решит всех проблем образования,  но следует признать: это  мощный старт, призванный конструктивно изменить  ситуацию в образовании.





Рейтинг@Mail.ru