Программа «Лидер»

Концептуальные основы целевой воспитательной программы «Лидер»

Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. В решение задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.

 

Сегодня важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием  этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

 

Следовательно, сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лидерах-взаимодействия необходимо развивать следующие качества:

  • коммуникабельность;

  • сопереживание;

  • ответственность;

  • инициативность;

  • сочувствие;

  • самоуважение.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

 

Цель программы: создание условий для формирования активной жизненной позиции воспитанников.

 

Задачи:

  • Выявление и реализация лидерского потенциала личности ребенка;

  • Формирование в общественном сознании учащихся школы понятия о лидере как о человеке, обладающем лидерскими качествами и берущем на себя особую ответственность;

  • Развитие лидерских качеств личности в процессе участия в работе школьных органов самоуправления.

  • Реализуется самоуправление в развитии инициативы, в принятии

  • решений, в самореализации учащихся.

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, поэтому данная программа построена таким образом, что каждый ребенок может попробовать себя в качестве лидера.

 

Принципы реализации программы:             

  • социализация;

  • гуманизация;

  • демократизация;

  • индивидуализация,

  • сотрудничество;

Данная программа реализуется по следующим направлениям: социальное проектирование, социальная инициатива и социальное взаимодействие.

 

Реализация программы «Лидер»

 

Основные направления деятельности

 

Воспитательные

задачи

Формы работы

1.

Социальное проектирование

Обучение основам проектирования жизнедеятельности классных и

школьного коллективов и навыкам лидера – взаимодействия

  • выездной слет актива
  • школа актива
  • акция «Мой город»

 

2.

Социальная инициатива

Расширение поля социальной деятельности классных и

школьного коллективов

  • акция «Инициатива»
  • акция «Подарок другу»

3.

Социальное взаимодействие

организация совместной деятельности и общения между детьми, детьми и взрослыми

 

  • игрофестиваль «Играйте с нами»
  • благотворительные спектакли и концерты
  • коммуникативные тренинги и игры на взаимодействие
  • волонтерское движение

 

План мероприятий по реализации целевой воспитательной программы «Лидер» на 2006-2010 гг.

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

 

1.

Проведение совещаний и семинаров с педагогами школы по концептуальным основам целевой воспитательной программы «Лидер»

в течение года

Сысоева И.М.

2.

Оказание методической помощи классным руководителям и воспитателям по организации деятельности органов ученического самоуправления в рамках Модели ученического самоуправления

в течение года

Сысоева И.М.

3.

Участие в работе городской научно-практической лаборатории «Детское движение» и Школы вожатского мастерства

в течение года

Сысоева И.М.

4.

Анкетирование учащихся по определению уровня социального интереса, по выявлению лидерских качеств и организаторских способностей

в течение года

Сысоева И.М.

Детский парламент

5.

Участие в городских профильных сменах лидеров ученического самоуправления

в течение года

Сысоева И.М.,

Детский парламент

6.

Проведение слета старшеклассников на базе

оздоровительного лагеря «Березка»

август

Сысоева И.М.

Детский парламент

кл.рук. 6-11 кл.

7.

Выборы классных активов

сентябрь

Кл.рук.1-11 кл.,

воспитатели, члены Детского парламента

8.

Заседание Детского парламента

1 раз в месяц

Председатель Детского парламента,

Сысоева И.М.

9.

Учеба актива

 

1. Планирование работы класса

2. «Лидер – кто это?» (определение

лидерских качеств)

Коммуникативный тренинг

3. Новогодний праздник

Организация танцевально - игровых

программ 4. Социальные инициативы

Игры на взаимодействие

5. «Конфликт» (правила поведения в

конфликте)

Коммуникативный тренинг

6. «Летний калейдоскоп»

Организация конкурсно – игровых

программ для младших школьников

1 раз в месяц

сентябрь

 

ноябрь

 

 

декабрь

 

февраль

 

 

апрель

 

 

май

 

Председатель Детского парламента,

Сысоева И.М.

10.

Участие в работе городского координационного совета ГМДООН «Созвездие Лидер»

в течение года

Детский парламент

11.

Участие в деятельности городского волонтерского отряда

в течение года

Члены ДОО «Содружество»

12.

Участие в работе районного актива

в течение года

Детский парламент

13.

Участие в мероприятиях, проводимых городской молодежной детской общественной организацией «Созвездие Лидер»

в течение года

Сысоева И.М.,

Детский парламент

14.

Участие в городском конкурсе активов детского самоуправления «Успех»

2005-2006 гг.

Сысоева И.М.,

Детский парламент

15.

Участие в городском конкурсе игровых программ на взаимодействие «Играйте с нами»

январь

Сысоева И.М.,

Детский парламент

16.

Участие в городском конкурсе социальных проектов «Мой город»

 

март

Сысоева И.М.,

Детский парламент

17.

Организация дежурства по школе

в течение

года

 

Комиссия по дисциплине и порядку

 

18.

Организация уборки классных комнат и закрепленной за классами территории

в течение года

Комиссия по труду и занятости

19.

Проведение операции «Тепло»

октябрь

Комиссия по труду и занятости

20.

День самоуправления

5 октября

Детский парламент

21.

Проведение праздника для первоклассников

октябрь

Комиссия по культуре и досугу

22.

Выпуск печатной газеты «Содружество»

Октябрь

апрель

Комиссия по стенной печати и творчеству, Торопова З.Т.

23.

Проведение школьных и участие в районных и городских интеллектуальных играх

В течение года

Комиссия по образованию и науке

Клуб интеллек. развития «Содружество»

24.

Проведение интеллектуального марафона «За страницами школьного учебника»

В течение года

Комиссия по образованию и науке

Карнаух Л.Н.

25.

Проведение научно-практической конференции «Грани творчества»

январь

НОУ «Содружество»

26.

Проведение спортивных соревнований и праздников

в течение года

Комиссия по физ.культуре и спорту

27.

Организация Дня здоровья

март

Комиссия по физ.культуре и спорту

28.

Проведение дискотеки

1 раз в четверть

Комиссия по культуре и досугу

29.

Выпуск телевизионных новостей

1 раз в четверть

Телекомпания «Содружество»

30.

Выпуск компьютерного журнала «Пульс»

1 раз в

2 месяца

Редакция журнала «Пульс»

31.

«Лидерский марафон»(5-6кл.)

ноябрь

Детский парламент

32.

Конкурсно-игровая программа для учащихся и активов 7-8 классов

ноябрь

Детский парламент

31.

Смотр классных уголков

ноябрь

Детский парламент

33.

Участие в районном конкурсе новогодних игрушек

декабрь

Комиссия по культуре и досугу

34.

Организация новогодних карнавалов

декабрь

Комиссия по культуре и досугу

35.

Неделя милосердия

декабрь

Детский парламент

36.

Проведение акции «Подарок другу»

декабрь

Детский парламент,

ГОО «Эхо»

(«Дети погибших в годы ВОВ»)

37.

Организация спектаклей для детей-инвалидов Дзержинского района, детей детского дома

декабрь

Комиссия по культуре и досугу

38.

Проведение рейда по сохранности школьного имущества

март

Комиссия по дисциплине и порядку

 

39.

Проведение рейда по сохранности учебников

январь

Комиссия по образованию и науке

40.

Научно-практическая конференция

 

 

декабрь

Комиссия по образованию и науке,

Веснина Н.А.

41.

Проведение общешкольной акции «Инициатива»

февраль

Детский парламент

42.

Участие в городском конкурсе детских и юношеских средств массовой информации

март

Комиссия по стенной печати и творчеству,

Панова Л.А.

43.

Оформление Книги Памяти

в течение года

Детский парламент

44.

Оформление летописи школы

в течение года

9 класс

45.

Неделя добра. Реализация социального проекта

апрель

Детский парламент

Сысоева И.М.

46.

Общешкольная отчетно-выборная конференция учащихся

май

Председатель Детского парламента, Сысоева И.М.

47.

Организация летнего труда и отдыха учащихся

май, июнь, июль, август

Комиссия по труду и занятости