Коптюг Нина Мартиевна

Коптюг Нина Мартиевна, победитель ПНПО, кандидат филологических наук, учитель английского языка лицея №130 имени академика Лаврентьева.
Победитель I-го всероссийского методического конкурса «Классный руководитель».
Номинация «Воспитательная система».

С 1985 по 2004 год трое моих детей учились в школе, что позволяет мне считать себя первым помощником классного руководителя. За 20 лет я не пропустила ни одного родительского собрания, при необходимости заменяла классного руководителя, выступала перед родителями, помогала решать возникающие проблемы. Ездила со всеми классами на экскурсии, в театры, ходила в походы. Помогала организовывать выпускные вечера за начальную, среднюю и полную общеобразовательную школу. Участвовала в проведении всех школьных фестивалей. При наличии тесного контакта с классным руководителем, постоянном взаимодействии с родителями учителю легче осуществлять личностно-ориентированный подход в образовании. Зная домашние условия жизни каждого ученика, учитель-предметник сумеет выработать нужный вариант работы с ребенком, будь то юный гений или школьник, страдающий дислексией, или просто испытывающий трудности переходного периода ребенок.

 

1. Школьное образование – это вечная триада: учитель – ученик – родитель.

Классный руководитель – это человек, который постоянно взаимодействует со всеми участниками образовательной триады. Кроме того, классный руководитель регулярно работает с администрацией школы и имеет контакт со всеми учителями-предметниками. Ученики идут к классному руководителю со всеми проблемами, будь то конфликт с родителями или с любым учителем. Родители обращаются с просьбами и вопросами, просят помочь разобраться с учителем. Администрация школы, согласно инструкции, требует, чтобы классный руководитель присутствовал на всех мероприятиях класса и школы. Если что-то случилось, ответственность несет опять-таки классный руководитель. Предметники обращаются с жалобами, с просьбой вызвать родителей, забирают учащихся с уроков на олимпиады, конкурсы и соревнования.

 

Классный руководитель зачастую оказывается своего рода «буфером» между всеми заинтересованными сторонами. Поэтому, если вас назначают классным руководителем, воспитание нужно начинать с самого себя. Следует четко представить себе, что вас ждет, и понять, справитесь ли вы с задачами.

 

Полезно заниматься аутотренингом. Повторяйте нехитрую мантру: все барьеры находятся только внутри меня, я справлюсь. Нужно быть постоянно готовым к неожиданностям. Опыт накапливается быстро. Начиная работу с классом, руководитель должен узнать, какие у него собрались дети, и внимательно присмотреться к родителям.

 

2. На первом месте стоят дети: на несколько лет вы становитесь третьим родителем для тридцати детей, ведете их по школьной жизни, смотрите, как они растут. Для начала полезно найти время, изучить школьный журнал, личные дела, поговорить со школьным врачом, с психологом. Все мы имеем дело с разноуровневыми классами. Не бывает так, чтобы нам попались идеальные нормальные дети, укладывающиеся в государственный стандарт образования. Посмотрите на статистику: практически все школьники имеют хроническое заболевание; 15% детей имеют психические отклонения; многие дети живут в разведенных семьях, только с одним родителем, а зачастую с кем-то из родственников. Значит, у вас в классе могут оказаться рядом как победитель олимпиад и будущий медалист, так и ребенок с неуравновешенной психикой, и тот, кто часто болеет, и такие, кто не может или не хочет учиться.

 

Повторю: какой бы состав вам ни достался, следует помнить, что по закону все школьники – дети, несовершеннолетние, и ответственность за них несут взрослые. Какова бы ни были ситуация в семье, что бы ни пришлось пережить и узнать ребенку, он остается учащимся, и вам с ним работать. Нужно представлять себе, что такое личностно-ориентированный подход.

 

Детей надо хвалить. Быть может, классному руководителю это делать легче, чем остальным учителям, ведь вы видите все предметы. Если ученик имеет тройки по ведущим предметам, но притом прекрасно рисует, участвует в подготовке к каждому школьному празднику, стоит выступить на педсовете, убедить коллег, что такой ребенок небезнадежен. Не надо его постоянно ругать, может быть, из него в будущем получится художник-оформитель. Не следует забывать, что стране по-прежнему нужны рабочие, продавцы, медсестры, секретари, техники, дворники, шоферы. Не каждый выпускник школы поступит в университет и будет заниматься наукой, а право на образование имеет каждый. Хорошо, если учащийся проявляет интерес к одному предмету, или же интересуется чем-то помимо школы, ходит в кружок, в секцию. Вот если интереса нет ни к чему, если ребенок пассивен, тогда следует обратиться к специалисту-психологу и провести консультацию с родителями.

 

3. Родители – постоянная составляющая школьной жизни. Классный руководитель не расстается со списком телефонов и адресов, родители звонят учителю домой в любое время дня и ночи, в выходные. Ничего из того, что делают родители, не должно вас удивлять. Начиная учебный год, посмотрите, с кем вы реально будете иметь дело. У какого количества детей в классе два родителя, у кого один, у кого ни одного. Вам придется иметь дело с дедушками и бабушками, со старшими братьями и сестрами, с другими родственниками, изредка с опекунами (я имею в виду обычную школу, обычных, не живущих в детском доме детей). Это – реальность современности, и на нее не стоит закрывать глаза. Пришедшие к вам на родительское собрание представители разных поколений и на жизнь смотрят совершенно по-разному. Выработайте свою позицию и не отступайте от нее. На первом собрании объясните, в чем состоит круг ваших обязанностей, чего вы ждете от взрослых. Внимательно присматривайтесь к тем, кто пришел, старайтесь наметить некий «костяк», тот небольшой кружок, на который вы и будете опираться. Наблюдая за поведением взрослых, вы сумеете выявить тех, кто готов применить телесное наказание по любому поводу, и примете меры по защите ребенка. Вы увидите и услышите, кто богат, а кто беден, кто кичится своим положением, а кто страдает от него. Удивительно, но факт: как и дети, родители будут именно на вас выливать свое раздражение, просить помощи и защиты, добиваться разъяснений по всем вопросам, связанным с образованием. Нет ничего страшного в том, что вы не на все вопросы сможете дать ответы сразу. Полезно записать, в чем проблема, взять телефон или договориться о новой встрече. Готовясь к родительскому собранию, послушайте более опытных коллег. Часто бывает так, что дети дома не делятся с родными ничем, а потому многие родители только от вас узнают, что ребенку грозит двойка по какому-то предмету, или же вы услышите, что ученик завел два дневника, один для школы, другой для семьи.  Удивительно, но многие не знают о прогулах, не все в курсе успехов школьника.

 

Ведите себя так, будто бы все естественно. Будьте уверены в себе, тогда и взрослые, пришедшие на собрание, воспримут любую тему спокойнее, будь то подготовка к школьному празднику, или подготовка к выпускному вечеру, словом, к любому мероприятию, которое требует времени и денег.

 

4. Учителя-предметники. Став классным руководителем, вы быстро почувствуете, как меняются ваши отношения с коллегами. Во-первых, даже ваш лучший друг или подруга начнет обращаться к вам по поводу Васи или Маши, независимо от того, отличники это или двоечники. И те, и другие требуют особого отношения, нужно внимание со стороны учителей и родных. Умножаем на количество предметов, например, в 11 классе их 17 (семнадцать). Затем умножаем на количество учащихся – и получаем количество возможных проблем. Еще один удивительный факт школьной жизни: не все предметники знают, что их «тупица» является «звездой» по другому предмету. Многие из тех, кто знает об успехах школьника по другим предметам, не считают нужным делать какие-то скидки.

Одна из стандартных ситуаций, с которыми приходится разбираться классному руководителю, особенно в старших классах: школьник прошел олимпиады разного уровня, значит, пропустил много занятий и явился в школу с победой, например, по математике, но без сочинения по литературе. Учитель-предметник ставит двойку. Требуется вмешательство классного руководителя, администрации школы, чтобы ребенку создали условия, дали возможность нагнать пропущенное. А ведь это все – предмет педагогической этики. Дети, завоевывающие места на олимпиадах, в конкурсах разного уровня, создают репутацию школы, что в конечном счете отражается на положении всех педагогов.

 

Вторая стандартная ситуация: школьник пытается сорвать урок, не носит учебники и тетради, ему скучно в классе. До родителей не достучишься. Классный руководитель должен провести беседу с учеником, с психологом, постараться найти решение, что по объективным причинам не всегда удается. Конечно, нужно быть внимательным, чтобы не пропустить будущего Эйнштейна. Известно, что гениальный физик скучал на всех занятиях, кроме физики, и его неоднократно выгоняли из школы. Но бывает и так, что подросток просто не хочет или не может дальше учиться, он станет водителем «скорой помощи» или шофером мусорной машины. А до того, как закончит школу и пойдет работать, или его призовут в армию, он хорошо помотает нервы педагогам. Значит, нужно вырабатывать новые методы работы, следует признать, что определенный процент молодежи, не желающей или не способной учиться, - это нормально, это известно во всех странах. Если парень или девушка перестанет чувствовать себя изгоем, будет настроен на то, что по окончании школы пойдет работать, то и старания прибавится. Аттестат-то сегодня нужен всем. Стремление к пятерке – важный стимул, хорошо, если учителю удается его разбудить. Нужно поддерживать и хвалить каждого учащегося, добивающегося больших и малых побед. Тройка не должна быть позором, если это тот уровень, на который способен данный ученик. Тогда следует поддерживать интерес к тому, чем хочет заниматься в будущем подросток, будь то машины, кассовый аппарат, синхрофазотрон или домашний скот. Главное – воспитать желание быть полезным членом общества, сохранить каждого ребенка, не допустить, что он бросил школу и попал на улицу.

 

5. Администрация школы. Получая класс, вы можете оказаться во главе коллектива, из которого выйдут все школьные медалисты, или во главе обычного класса, а также во главе той группы детей, которые ничем не блещут и которых, попросту говоря, никто не хочет. Работать приходится с любыми детьми, а спросят за все с вас.

 

если подойти к делу непредвзято, то работа пойдет. Каждый ребенок желает проявить себя. Если с учебой у них не так хорошо, как в параллельном классе, то такие дети могут оказаться неплохими организаторами, с удовольствием подготовят школьный концерт, с радостью пойдут в поход или поедут в театр. Главное – сразу дать им понять, что вы счастливы работать с ними. Это нелегко, каждому из нас хотелось бы иметь хотя бы одного Эйнштейна в классе.

 

Если вы столкнулись с рядом проблем, которые сразу настораживают, вы видите сложности как в общении и организации работы учащихся, так и на родительских собраниях, полезно составить список проблем и ознакомить с ним администрацию школы. Не ждите, пока ребенок с неустойчивой психикой сорвет урок, пока группка отстающих детей, не справляющихся с домашними заданиями, получит двойки за полугодие. Отметьте, со стороны каких родителей (или заменяющих их взрослых) можно ожидать неприятностей. И сразу обращайтесь к завучу. Одна голова хорошо, а две лучше.





Рейтинг@Mail.ru