Щукина Ирина Андреевна

«Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех» - так считает И.А. Щукина, классный руководитель Верх-Ирменской средней общеобразовательной школы им. Героя Советского Союза А.Демакова  Ордынского района. 
 

Представляем вашему вниманию  опыт этого учителя.

 

В общественной организации Верх-Ирменской школы «Эскадра АЛЬТРУИСТ» одним из активных экипажей является 8б класс, где классным руководителем 4-й год работает Ирина Андреевна.

 

Умелое руководство капитана-наставника И.А.Щукиной позволило успешно "проплыть" по курсу 8б классу, экипажу «Пилигрим» эскадры «Альтруист», в котором 10 замечательных мальчишек и 10 удивительных девчонок.

 

Отношения с детьми всегда строились на доверии и уважении, требовательности и справедливости. Применялись современные технологии, которые помогли  сформировать моральные представления учащихся, развить демократические основы жизни детского коллектива. 

 

Несмотря на то, что в классе 2 учащихся находятся на повторном обучении, 9 детей из неполных семей, четверо из тех, кто требует  особого внимания со стороны классного руководителя и учителей-предметников,  благодаря целенаправленной  воспитательной работе, были достигнуты положительные результаты.

 

В основе формирования классного коллектива  -  воспитательная программа, направленная на воспитание социально адаптированной и социально ориентированной личности, которая после окончания школы успешно займет свое место в жизни.

 

Цели воспитательной системы

  • Формирование творческой личности ребенка, раскрытие его самобытности, способностей и потенциальных возможностей.

  • Содействие максимальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь.

А для  реализации целей были поставлены  следующие задачи:

  • создать благоприятные  условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  • развить познавательную активность учащихся;

  • содействовать формированию нравственной позиции школьников.

 Важнейшим  в своей работе классный руководитель считает взаимодействие с семьей, изучение психологического климата в каждой семье.  Педагогом постоянно проводится изучение ситуации в семье  с помощью анкетирования родителей  и детей, тестирования, посещения семей.      В  классе    созданы родительские мини-объединения (родительская редакционная коллегия, оформительская группа), изменен подход к проведению родительских собраний. На каждое родительское собрание Ирина Андреевна выносит определенную проблему, вызывающую наибольший родительский интерес, приглашает специалистов: школьного психолога, социального педагога или врача.         С таких собраний родители  уходят, как правило,  с домашними заданиями (например,  к  следующему собранию  поделиться родительским опытом).  

Разумное чередование разнообразных форм совместной деятельности  приводит к тому,  что дети и родители не боятся пойти на откровенный разговор между собой, все проблемы стараются решать сообща.

 

 

 

Высокий уровень сотрудничества, доверия родителей  к классному руководителю подтверждают   результаты анкеты, проведенной социальным педагогом школы в  2006 году.

 

В анкетировании  участвовали 20 семей, результаты приведены в таблице 1:

 

Вопросы анкеты

Никогда

Редко

Иногда

Почти всегда

Всегда

1.

Общаетесь ли Вы с классным руководителем вашего ребенка?

-

-

2 человека

6 человек

12 человек

2.

Охотно ли Вы идете на такие встречи?

-

1 человек

2 человека

2 человека

15 человек

3.

Соглашаетесь ли Вы с мнением классного руководителя по вопросам воспитания вашего ребенка?

-

-

3 человека

6 человек

11 человек

4.

Оказывает ли классный руководитель эффективную помощь при трудностях в обучении вашего ребенка?

-

-

-

8 человек

12 человек

5.

Значимы ли идеи классного руководителя для вашего ребенка?

-

1 человек

2 человека

7 человек

10 человек

6.

Считаете ли Вы свое общение с классным руководителем сотрудничеством?

-

-

2 человека

3 человек

15 человек

 

В основу деятельности классного коллектива заложено детское самоуправление.   

В  настоящее время классный коллектив  -   вполне сложившееся, саморазвивающееся, самодостаточное сообщество, в котором существуют и приобретаются в процессе жизни различные традиции: совместные  походы с родителями, вечера  и творческие отчеты перед родителями за каждое полугодие, коллективные творческие дела  с участием родителей, бабушек, дедушек (конкурс «А.ну-ка, бабушка!», «Продолжение династии»).

 

 

 

Разработанная перспективная воспитательная программа помогла добиваться положительной динамики общего уровня воспитанности учащихся 8 класса в течение последних трех лет.

 

Диагностирование проводилось в мае, в конце учебного года.

 

Такой положительной динамики позволила добиться не только внутриклассная воспитательная деятельность, но и целенаправленная программа по участию ребят 8 класса во внутришкольном и внешкольном социуме. В 7 классе 4 воспитанников были выдвинуты в адмиральский совет школы  детской школьной организации эскадра «Альтруист». Все заявленные кандидаты были поддержаны учащимися школы. В активе организации адмиральского совета занимали ведущие посты: куратор флотилии «Нахимовцы» – Ларенц Настя, начальник штаба дисциплины и порядка– Ларенц Коля, куратор  флотилии «Нахимовцы» – Толстикова Елена, куратор флотилии «Юнги» – Толстикова Светлана.  В этом году ученица  класса Настя Ларенц  выдвинута учащимися школы в кандидаты адмирала эскадры «Альтруист».

Экипаж 8Б  на протяжении всех лет активно участвовал в общешкольных  конкурсах.  В 2004 году стал победителем конкурса  «Звездный экипаж», в 2005 году присвоено звание «Экипаж – лидер года». Многие ребята класса  получили признание  в конкурсах  по учебным номинациям. Так в этом году в школьной олимпиаде среди 8 классов  получили 6 призовых мест, из них 4 первых места в разных дисциплинах.  

Наряду со всеми конкурсами неустанно прививается любовь ребят к природе. Три года назад появилась одна из традиций класса – совместный поход с родителями в осенний лес. Где учащиеся не только отдыхали, но и очищали лес от мусора.  В  конце июня  текущего года  была организована  туристическая поездка на Алтай, в течение 6 дней ребята изучали родной край и даже провели спортивный поединок по футболу с алтайской сборной. Их игра была высоко оценена  тренерами сборной Алтая. В этом году спланирован сплав по одной замечательной реке Урала Чусовая.

Удачно проводилась шефская работа. В этом учебном году учащиеся класса были отмечены благодарственными письмами администрации школы за помощь в организации Нового года для подшефных.

 

Ребята приняли  активное участие в районных и областных конкурсах (Таблица 2)

 

Название конкурса

Название работы

Место

Конкурс «Подарок для любимой учительницы», 2004 год, объявлен Толоконской Н.П.

Портрет любимой учительницы.

Букет для учителя (экспозиция из самодельных цветов).

Модель одежды для учителя.

 

Конкурс при Детском Доме творчества, 2004 год

Моя династия механизаторов. (Ларенц Николай)

 

Областной конкурс «Герой нашего времени», 2006 год

«Эхо войны в судьбах моих одноклассников»

1 место

Областной конкурс проектов «Учимся с Intel»

Проект «Мир без войны – это реально?»

1 место

Районный конкурс «Отчий мир»

2006 год

Стихотворение «Весна» (Черепанова София)

Стихотворение «Мое село» (Бобарева Екатерина)

Групповой проект «Помоги себе сам»,

Расширенный проект «Эхо войны»

Отмечено грамотой

 

 

 

1 место

  

Приятно порадовало то, что воспитанники приняли участие во Всероссийском конкурсе «Моя классная - самая классная» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Сочинение Насти Ларенц (в сотрудничестве с мамой) и компьютерный проект «Моя классная самая классная» Толстиковой  Елены и Толстиковой Светланы (при участии ребят из класса) отмечены министром образования А.А. Фурсенко.

 

Всего же за три года экипаж «Пилигрим» заслуженно получил 23 грамоты за организацию общешкольных проектов, за участие и победу в конкурсах, интеллектуальных играх, спортивных мероприятиях.

 

Не остались восьмиклассники  в стороне  и от проблем местного социума, приняли участие в школьной тимуровской работе, оказав посильную помощь  ветеранам и вдовам войны, были участниками бригады по благоустройству села.

 

Акцент в воспитательной работе делался  на участие ребят в системе дополнительного образования, сложившейся в   селе. Почти 70 % ребят заняты в кружках и секциях при школе, сельском доме культуры, сельской спортивной школе.   

Наиболее эффективной формой работы по совершенствованию коммуникативных способностей стала проектная деятельность учеников. Через проекты  ребятам предоставляется  возможность выразить себя и свое отношение к окружающему миру (выполнение творческих работ, презентаций), прикоснуться к прекрасному (через развитие художественного эстетического вкуса учащихся при выполнении графических проектов, участие в конкурсах), заглянуть в глубину веков, познакомиться с историей своих предков (принимая участие в дистанционных викторинах, проводя поисковую работу, тем самым, оказывая помощь музею села), познать неизведанное (выполнение исследовательских задач, моделируя разнообразные процессы и явления).  В результате проектной деятельности учащимися было создано 8 крупных компьютерных проектов, 5 проектов, связанных с семейными династиями. Учащиеся класса ежегодно участвовали в Интернет-проектах: «Кенгуру» - 6 человек, «Русский медвежонок» - 5 человек, «Золотое руно» - 3 человека.

 

С окончанием учебного года активная жизнедеятельность   школьников не заканчивается, а продолжается на пришкольно-опытном участке, в бригаде по благоустройству села, в учебно-производственной бригаде в борьбе  за урожай.  В прошлом учебном году   класс оказал большую помощь школьной УПБ в прополке свеклы и капусты. В результате чего бригада заработала деньги для  приобретения линолеума в  кабинет. Эта практическая деятельность позволила  создать компьютерный социально-значимый проект «Помоги себе сам», в котором был разработан план посадки заброшенного участка земли для того, чтобы помочь себе обеспечить выполнения творческих проектов, а также поездок по изучению родного края. Часть выращенного урожая запланирована на благотворительность (обеспечение овощами престарелых людей). Этот проект был отправлен на областной конкурс социально-значимых проектов и получил 1 место.   

Мониторинг деятельности учащихся в учебной и внеклассной деятельности, а также уровень сформированности качеств личности каждого ученика представлен в портфолио учащихся. Опыт создания портфолио экипажа «Пилигрим» был представлен на районную учебную ярмарку в 2006 году.

 

Использование различных форм взаимодействия с окружающим социумом позволили  в воспитательной работе добиться формирования высокого уровня воспитанности  учеников, проявляемого во взаимоотношениях их с обществом, природой, с самим собой.





Рейтинг@Mail.ru