Элективные курсы

Муниципальное образовательное учреждение
Решетовская средняя общеобразовательная школа
 Программа элективного курса

О тебе и для тебя
 Выполнила Митько Любовь Андреевна

Пояснительная записка

 

Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определённых способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов учащихся, самооценкой их успехов или неудач в той или иной деятельности.

 

Готовясь к будущему, старшеклассники строят жизненные планы. В настоящее время выбору профессии стало уделяться много внимания. Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность его мотивационно – потребностной сферы, достаточный уровень самосознания.

 

Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. Диагностическое обследование позволяет понять, чего достиг испытуемый на пути формирования тех или иных способностей личности. Для изучения школьника могут применяться такие методические приёмы как анкеты, беседы, тесты. Эти приёмы необходимы для того, чтобы показать учащимся один из аспектов работы психолога. Каждый из методов необходимо подкрепить теорией, объясняющей данную опросную систему.

 

В настоящее время тестирование широко используется в различных сферах общественной практики. Интеллектуальные, эмоциональные, личностные особенности определяют успех или неуспех субъекта в конкретных жизненных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и точно определить, какими именно качествами обладает данный человек.

 

В данном элективном курсе «Для тебя и о тебе» как раз и предоставляется возможность  учащимся  понимать себя, определять уровень сформированности различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития.

 

Познавая себя, тестируя и анкетируя, учащиеся знакомятся с некоторыми сторонами работы школьного психолога. Эти занятия могут повлиять на выбор профессии учащимися.

 

Цели:

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу;

  • Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный курс на повышенном уровне;

  • Оказать помощь в осознанном и успешном выборе профиля и будущей профессии;

  • Создать условия для формирования развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений, позволяющих обрабатывать данные теста;

  • интереса к психологии;

  • умение самостоятельно применять знания в психодиагностике;

  • творческих способностей;

  • умение работать в группе;

  • умение самостоятельно приобретать и применять знания;

  • отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  • Создать базу ориентации учеников в мире современных профессий;

  • Поддержать мотивацию ученика.

Умения:  в процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • Описывать результаты проведённых методик;

  • Отбирать необходимые тесты и анкеты;

  • Представлять результаты диагностики в виде таблицы;

  • Делать выводы. 

Знания:

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • Соотношение теории психологии с практикой:

  • Вывод в результате диагностики:

  • Правила пользования диагностическими методиками.

Учебно-тематический план

17 часов (0,5часов в неделю)

 

№п/п

Наименование темы курса

Всего часов

В том числе

Проводимые тесты

лекции

практика

1.

Введение

1

 

1

 

2.

Типы личности, темперамент, характер

2

1

1

Шкала самооценки

Экстраверсии

Тип темперамента, телосложения личности

Диагностика личности

3.

Методики изучения познавательных процессов

2

1

1

Внимание

Мышление

Память

IQ.

 

4.

Мир нашего «Я» в рисунке

1

 

1

«Дом. Дерево. Человек»

 

5.

О чем расскажет почерк. Графология.

1

 

1

Графология

6.

Психология делового общения

2

 

2

Язык мимики

Умение слушать

Уровень субъективного контроля

Совместимость, сработанность

7.

Личность в коллективе

3

1

2

Опросник интересов

Сила воли в профессиональной деятельности

Три теории лидерства.

Личностная направленность.

Способны ли вы управлять людьми.

Стиль руководства.

 

8.

Индивидуальные свойства, влияющие на межличностные отношения

2

1

1

Состояние агрессии.

Межличностные отношения

9.

Психология менеджмента

2

1

1

Я руководитель коллектива.

Могу ли я быть собственником

Оптимист или пессимист.

Свойства личности.

10.

Изучение внутригрупповых отношений. IQ.

1

 

1

Социометрия.

Шкала психологической близости.

Индекс групповой сплоченности Сишора.

Диагностика социально-психологического климата группы.

 

Литература:

  1. Л.Д. Столяренко «Основы психологии»
  2. Х. Айзенк «Энциклопедия психологических тестов»
  3. А.А. Карелина  «Психологические тесты»