Литература Сибири

Пояснительная записка

На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры даёт знать о себе, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, введение новых дисциплин, направленных на воспитание гуманной личности. Ещё Сократ и Платон отмечали, что в обстановке хорошо поставленного учебного процесса дети не только получают знания, но и воспитываются нравственно. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности немыслимо без знания истории и культуры родного края.

 

 

Сибирь… Перед глазами встают Хакасские и Тувинские степи,

Бурятия, Якутская тайга и Алтайские горы.

Лежит она, огнями дальними

Сводя масштабами с ума

У нас 100 вёрст – не расстояние

Мороз под 30 – не зима!

 

1000 раз прав поэт!

Поистине безгранична Сибирь!

В её гигантских просторах рождались и умирали государства. Здесь шла вечная война между оседлыми племенами и кочевниками. Здесь, как смерч, совершая опустошительные  набеги, проносились кони Чингизхана и Золотой орды.

 

Земля, на которой мы живём, видела многое и многих: прапрадеда Пушкина - Ганнибала, Радищева и декабристов, писателей Чехова и Гончарова. По пыльному сибирскому тракту брели в кандалах Чернышевский и Достоевский.

 

Богата Сибирь не только историей и размерами, но и творчеством народа, населявшим её. Литература как вид искусства всегда составляла важный компонент духовного развития народа. Любовь к суровому и загадочному краю вызвала к жизни удивительные по силе и красоте песни и сказки, легенды и сказания.

 

Под словом патриотизм мы понимаем сегодня, прежде всего знание своих корней, т.е. своей истории и литературы. Поэтому считаю необходимым введение в школьный курс обучения нового элективного курса «Литература Сибири». Курс рассчитан на 2 года (68 учебных часов) и ориентирован на старшие классы (10-11) гуманитарного профиля.

 

Главная цель вводимого курса:

  • Приобщение учащихся к литературному наследию Сибири, которое явилось результатом длительного исторического развития сибирского региона;

  • Пробуждение и углубление чувства любви к сибирской земле, её прошлому и настоящему.

«Нам есть что любить и беречь на нашей сибирской земле, будущее которой зависит только от нас, ныне живущих, - утверждает глава администрации НСО В.А. Толоконский.

 

Наша земля достойна самых высоких слов, воспевающих её красоту. Она достойна, чтобы мы знали и ценили её прошлое, своих предков, свои родовые корни».

 

Сибиряки не хуже и не лучше других народов, и как у всех народов, так и у сибиряков есть свои особенности, своя культура.

 

Появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идём, что берём из прошлого, во имя чего живём в настоящем, что передадим потомкам?

 

Ученик, сидящий за школьной партой, должен знать, что мы не Иваны, родства не помнящие, а «род наш веку в Сибири старинного, с ермаковских времён начинается». Поэтому программа курса «Литература Сибири» строится на основе историко-хронологического принципа: от Строгановской и Ремизовской летописей и освоения Сибири Ермаком до наших дней.

 

Таким образом, прослеживается путь развития одной из богатейших литератур, подарившей человечеству своих великих сынов: В. Астафьева, В.Шукшина, А.Вампилова… Совсем недавно фонд А.Солженицына присудил первую свою премию именно сибирскому прозаику Валентину Распутину.

 

Красота нашей родной сибирской земли – её реки и озёра, привольные степи и берёзовые перелески, величественная тайга и зеркала озёр – всё это не может не волновать сердце, не рождать в нём самых нежных чувств и слов.

 

Любовью к родине и своей земле рождены поэтические строки Е.Стюарт, К.Чикина, Е.Евтушенко, Л.Решетникова, Р.Рождественского, Т.Снежиной.

 

В центре внимания школьников -  раскрытие удивительных человеческих судеб самых замечательных поэтов и прозаиков родного края, анализ их сочинений, любование красотой сибирской земли. Чтение текстов сибирских писателей должно вызвать в душе ученика тёплое и родственное чувство сопричастности родной земле, её природе, Слову, которым воспели Сибирь.

 

Сегодня нет готовых учебников или учебных пособий по литературе Сибири. Основу предмета изучения составляют тексты сибирских писателей, при этом делается упор на текстуальное, а не обзорное рассмотрение отобранных произведений. Следовательно, принцип текстоцентризма становится главным в изучении курса. Ограниченность учебного времени (34 часа) не позволяет изучать текстуально все произведения. Подлежащие обязательному чтению и изучению выделены курсивом. Остальные рекомендованы для чтения и обсуждения.

 

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения (доклады, письменные работы или рецензии на самостоятельно прочитанные произведения. Подготовка к занятию требует от учащихся, большой самостоятельной работы с критической литературой и носит исследовательский характер.

 

Формы итоговой аттестации: устный экзамен, индивидуальные письменные рефераты по заданным темам.

 

В программе осуществлён принцип вариативности, предполагающий право выбора текста за учителем и учеником.

В круг изучаемых писателей и поэтов в первую очередь включаю

 

имена земляков-новосибирцев: М. Кубышкина, Н Перевалова, Е.Стюарт, Т. Снежиной, Н.Самохина, связавших лучшие годы жизни с г. Новосибирском, творчество Б.Богаткова, чьё имя носит улица города, стихи местного поэта Ю.Карасёва, воспевающего Кочковский район.

 

Структурно курс программы 10 класса «От древних лет до наших дней» поделён на разделы:

  • УНТ Сибири

  • «Род наш веку в Сибири старинного, с ермаковских времён начинается…»

  • революция и гражданская война глазами писателей-сибиряков

  • поэзия Сибири в годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий

  • Сибирью связанные судьбы (судьба русского национального характера на переломных этапах истории)

  • Современная сибирская поэзия: поиски и решения.

 

Курс 2-го года программы назван  «Общечеловеческое в человеке»

 

«Сибирь… Далёкая и одновременно близкая. Если добираться поездом – далёкая, пешком – и того дальше. Ближе – самолётом. И уж совсем близко – душой», - писал Егор Исаев. Сибирская литература XX в. занята душой человека. Обостренное  внимание, интерес к человеку, всегда неповторимому, единственному в своём роде – суть современной сибирской прозы. И этот человек близкий, не посторонний, он с каждым из нас невидимыми узами связан. В.Шукшин, В.Распутин, В.Астафьев, А.Вампилов не просто описывают душу, а словно проникают внутрь души своих героев.

 

Главная задача курса 11-го класса – донести до учащихся нравственную силу великих писателей, их поразительную способность влиять на людей, их верность родной природе.

«Только любя, чувствуя, слыша, умея видеть природу и оберегая её, люди становятся совершеннее. Пока будут живы наши палестины и алтаи, живы будут и наши души», утверждает тот же В.Распутин.

 

Экология родного края  1-4 классы

 

Русский фольклор   5-6 классы

 

История Сибири   7-8 классы

 

Литература Сибири  10-11 классы

 

 

Параллельно преследуется цель более глубокого изучения творчества писателей Сибири XX в.: В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева, А.Вампилова, которым школьная программа не уделяет достаточного внимания.

 

Знания, полученные учащимися, обогатят их представление о Сибирской литературе (в лоне богатого наследия русской классики) и послужат хорошей базой для сдачи государственных экзаменов.

 

Знакомство с именами писателей родного края и их книгами поможет более эмоционально и сознательно воспринимать родную литературу в контексте мировой культуры и литературы.

 

Будущее нации зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодёжи.

 

Пусть литература родного края поможет стать детям добрее друг с другом в помыслах и поступках, помешает торжеству зла, сбережёт живую душу ребенка.

 

В жизни человека наступила пора, когда кипят страсти вокруг спасения планеты, в том числе и Сибири.

 

Без здоровой природы нет здорового человека, без полноценной природы нет полноценного человека. Без сбережённой Сибири нет сбережённого населения её. Давайте любить свою землю, свою Сибирь.

 

Содержание элективного курса

 

Десятый класс (34 ч)

 

«От древних лет до наших дней».

 

1. Введение (2 ч)

Предмет и задачи элективного курса. Первые сведения о Сибири.

Отражение в литературе исторических процессов, происходящих в Сибири XVI – XIX вв:

Русское освоение Сибири. Первые  поселения. Покорение Сибири Ермаком. Присоединение к России.

 

2. УНТ Сибири (4 ч)

Художественное отражение многовекового опыта народа; его национальной истории; взаимное обогащение культурного развития сибирских народов и европейцев.

 

Для чтения и изучения.

 

Героические сказки Сибири: «Богатый купец», «Анастасия – золотая коса», «Заклятый сад», «Про Алёшу Поповича», «Волшебное  кольцо». Отражение в них среды, быта, хозяйственного уклада народов, населяющих Сибирь.

 

Для чтения и обсуждения:

Сказания и легенды, отражающие историческую культуру народов Сибири:

  • Сказание о «человецех, незнаемых в сибирской стране»

  • Легенды о «Царе» сибирских татар – Кучуме

  • Легенды о Ермаке в татарском и русском фольклоре

  • Легенды о берёзе и священном сибирском дереве – кедре

  • Легенда о Байкале

Алтайский эпос.

«Маадай-Кара» - жемчужина мировой эпической поэзии. Образ былинного богатыря. Любовь алтайцев к своей земле.

 

3. «Род наш веку в Сибири старинного, с ермаковских времён начинается»…(5ч)

 

Для чтения и изучения

 

Сибирские летописи:

  • Румянцевский летописец

  • Строгановская летопись

Версии о походе Ермака в Сибирь и взятие её. Первые годы освоения Сибири. Отражение в них воинской хитрости, доблести, мужества атамана и казаков.

 

 Для чтения и обсуждения

Легендарный образ Ермака – первооткрывателя земли сибирской в произведениях писателей XIX-XXв.:

А.Иванов «Ермак»,

К.Рылеев «Смерть Ермака»

Е. Фёдоров «Ермак»

(по выбору учителя и учащихся)

 

Красота и могущество сибирских просторов в дореволюционной литературе.

В.Г.Распутин «Вечно живи, речка Виви!»

В.Шишков « Угрюм-река»

Е.Пермитин «Жизнь Алексея Рокотова»

(по выбору учителя и учащихся)

 

Межпредметные связи. Просмотр фрагментов фильма Н.Михалкова «Сибирский цирюльник».

 

4. Революция и гражданская война глазами писателей-сибиряков (4ч).

Историческая закономерность и типичность процессов, происходящих в сибирском крестьянстве накануне Октября.

 

Для чтения и изучения:

Г.Марков «Строговы»

К.Седых «Даурия»

В.Шукшин «Любавины»

(по выбору учителя и учащихся)

 

Трагические противоречия революции в повести В.Зазубрина «Щепка». Образ председателя Чубчека А.Срубова, его теория обезличенного террора.

 

Межпредметные связи.

В. Исупов. очерки истории «НСО в 1917 – 1945г.».

 

5. Поэзия Сибири в годы Великой Отечественной войны и послевоенные десятилетия (3ч).

 

«Сибирская тема» в поэзии 40-х годов. Отражение в ней боевых и трудовых подвигов сибиряков.

 

Для чтения и обсуждения.

А.Сурков «Сибиряки»

С.Васильев «Землякам-сибирякам»

 

Для чтения и изучения.

Творчество поэтов-сибиряков, павших смертью храбрых:

Б.Богатков

Г.Суворов (стихи по выбору учителя и учащихся)

Стихи, раскрывающие характер воина-сибиряка, его мужество и готовность к подвигу. Тема единства фронта и тыла в творчестве поэтов послевоенного периода:

К. Лисовский «Увачан едет на фронт».

Е.Стюарт «Золушки 40-х годов», «На путях», «Женщине».

Р.Рождественский «Баллада о зенитчицах», «Реквием», «На земле безжалостно маленькой…»

Е.Евтушенко «Свадьбы», «Бабий Яр».

 

6. Сибирью связанные судьбы (6ч)

Судьба русского национального характера на переломных этапах истории.

 

Для чтения и изучения:

А.Иванов «Вечный зов». Судьбы братьев Савельевых. Проблема выбора в романе.

 

Для чтения и обсуждения:

Е. Коронатова «Жизнь Нины Камышиной».

Судьба русской женщины, жизнь которой проходит на фоне исторических событий: революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны.

 

7. Современная поэзия: поиски и решения (10 ч)

 

Общий обзор жизненного и творческого пути сибирских поэтов с изучением монографических тем (по выбору учителя и учащихся).

К. Лисовский, Е.Стюарт, А.Чикин, В.Пухначёв, А.Плитченко, Н.Перевалов, Л.Решетников, Т.Снежина.

Поэзия Р.Рождественского и Е.Евтушенко.

Нравственно-этические проблемы совести, гражданского мужества, внутренней ответственности человека перед обществом и самим собой. Поиски правды.

 

Проблемы человеческого в человеке в произведениях современных сибирских прозаиков.

 

1. Введение (1 час)

2. Тема нравственной причастности ко всему, что происходит на сибирской земле в творчестве В.Г.Распутина (7 часов).

3. «Светлые души» шукшинских героев – надежда и совесть современной сибирской деревни (5ч).

4. Нравственные проблемы современного общества в творчестве В.П.Астафьева (6 часов)

5. Тема мудрости в творческом наследии сибирских прозаиков (3 ч).

6. Характер родного сурового края и характеры его людей (5 часов)

(взаимосвязь природы и человека в сибирской прозе XX в.)

7. Правда жизни сквозь призму смеха (3 ч)

8. Современная сибирская драматургия: острота социальной и нравственной проблематики (4 часа)

 

«Деревенская» проза – проза жизни.

Влияние литературы родного края на формирование духовно-нравственного облика молодёжи. Цели и задачи курса.

 

Валентин Григорьевич Распутин (р.1937г.)

 

Для чтения и обучения.

«Пожар», «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Живи и помни».

Обзор творчества В.Распутина.

Тревога за землю, судьбу сибирской деревни в творчестве писателя. Нравственное оскудение людей, утративших связь с землёй. Проблема нравственного выбора в повести «Живи и помни».

Трагедии современной жизни России в рассказе «Нежданно-негаданно».

 

Для чтения и обсуждения:

«Василий и Василиса». Психологизм распутинской прозы.

Создание народных характеров.

«Деньги для Марии». Нравственно-философский смысл повести.

 

3. «Светлые души» шукшинских героев – надежда и совесть современной сибирской деревни (5ч).

 

Василий Макарович Шукшин (1929-1974г).

 

Для чтения и изучения:

«Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Классный водитель», «Сельские жители», «Земляки», «Калина красная», «Миль пардон, мадам!».

 

Для чтения и обсуждения.

«Нравственность есть Правда»

«Слово о «малой Родине»»

«Живёт такой парень»

«Срезал» и другие (по выбору учителя и учащихся).

Обзор творчества В.М.Шукшина.

Создание многообразного народного национального характера, утверждение права человека на индивидуальность и уважение.

Неприятие зла, бездуховности.

 

Межпредметные связи:

Художественные кинофильмы В.М.Шукшина (по выбору учителя и учащегося)

 

4. Нравственные проблемы современного общества в творчестве В.П.Астафьева (6 часов)

 

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г.)

 

Для чтения и изучения.

«Печальный детектив», «Людочка», «Кража».

 

Для чтения и обсуждения.

«Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», «Последний поклон».

Очерк жизни и творчества В.Астафьева.

Утрата нравственных ориентиров во всех слоях общества.

 

5. Тема мудрости в творческом наследии сибирских прозаиков (3 ч).

 

Для чтения и обсуждения.

В.Распутин «Женский разговор»,

В.Шукшин «Письмо»

В.Афонин «Жили-были старик со старухой»

М. Халфина «Баба Груня»

М.Кубышкин «Агафониха»

 

Нравственные уроки или «рецепты» жизни умудрённых опытом стариков и старух молодым. Воплощение любви, мудрости, самоотдачи.

 

6. Характер родного сурового края и характеры его людей (5 часов)

(взаимосвязь природы и человека в сибирской прозе XX в.)

 

 Для чтения и изучения

В. Астафьев

«Царь-рыба», «Стародуб», «Затеси».

Природа и человек. Возмездие природы за безнравственность. Особенность астафьевского пейзажного мастерства.

 

Для чтения и обсуждения.

Пётр Дедов «Ненаглядье»

Аскольд Якубовский  «Зелёный пёс», «В лесной сторожке» и другие (по выбору учителя и учащихся).

 

7. Правда жизни сквозь призму смеха (3 ч)

 

«Колумб» повседневности  Николай Самохин (р.1934)

 

Для чтения и изучения

«Приглашение на иностранца»

«Только правда»

«4 страницы про любовь»

«Будем здоровыми»

«Кто последний?»

«Так близко, так далеко».

 

Для чтения и обсуждения

«Тоськины женихи», «Толя, Коля, Оля и Володя были здесь».

 

8. Современная сибирская драматургия: острота социальной и нравственной проблематики (4 часа)

 

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972г)

 

Для чтения и изучения

Пьеса «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске».

 

Для чтения и обсуждения

« Провинциальные анекдоты»

Очерк творчества А.В.Вампилова

Сюжетно-композиционная организация пьесы «Утиная охота». Своеобразие системы персонажей. Драма несостоявшейся жизни в пьесе.

 

Межпредметные связи.

Кинофильмы «Старший сын», «Отпуск в сентябре»

(режиссера В.Мельникова)

 

Требования к знаниям и умениям учащихся.

 

Учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • Авторов и названия изученных произведений;

  • Важнейшие биографические сведения о писателях Сибири;

  • Сюжеты и композиционное своеобразие изучаемых произведений.

Учащиеся должны УМЕТЬ:

Выразительно читать произведения и отрывки из них, в том числе и наизусть;

  • Определять авторскую позицию в произведении;

  • Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • Видеть в прочитанных произведениях общечеловеческие проблемы и ценности;

  • Систематически использовать критическую и справочную литературу;

  • Уметь писать письменные работы разных жанров: сочинение, рецензия, эссе, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;

  • Самостоятельно готовить сообщения по изученному материалу.

Мероприятия по реализации программы.

 

1. Первая мысль о создании программы к курсу «Литература Сибири» родилась в 1998 году после включения в школьную программу нового предмета регионального компонента «История Сибири».

2. 1999 г. Написание программы и утверждение на школьном педагогическом совете.

3. 1999-2001 – апробация программы.

Начиная с 2000 года, учащиеся 11 классов ежегодно выбирают предмет в качестве государственного экзамена.

4. 2001-2003г. Одно из направлений работы школы – «История и культура Сибири».

5. 2001 г. Утверждение программы районным методическим объединением учителей русского языка и литературы.

6. 2002 г. В школах района ведётся преподавание курса «Литература Сибири» по данной программе.

7. 2003-2005г. Накопление и систематизация  дидактического материала, внесение корректировок в программу, совершенствование структуры и содержания программы.

8. Ожидаемые результаты.

 Реализация программы элективного курса будет содействовать формированию духовно-нравственной личности, обладающей широким культурным кругозором, формирование у школьников потребности   в творческом чтении как эстетической деятельности.

9. Перспективы:

Создание учебно-методического комплекта, включающего учебное пособие и методическое руководство к нему.

 

Приложение 1

 

Список произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения учащихся 10-11 классов

 

10 класс

Героические сказки Сибири

Сказки народов тайги и тундры

Алтайский эпос «Маадай-Кара»

Летописи Сибирские

А.Иванов «Ермак»

К.Рылеев «Смерть Ермака»

Е. Фёдоров « Ермак»

В.Шишков «Угрюм-река»

Е. Пермитин «Жизнь Алексея Рокотова»

Г.Марков «Строговы»

В.Шукшин «Любавины»

В.Зазубрин «Щепка»

А.Иванов «Вечный зов»

Е.Коронатова «Жизнь Нины Камышиной»

Р.Рождественский

«Реквием», «Баллада о зенитчицах», стихи по выбору.

Е.Евтушенко «Бабий Яр», «Свадьбы», стихи по выбору.

К.Лисовский «Приезжайте… Увидите сами!», «Как только начну о Сибири», «Чуйский тракт», «Заветное слово» и другие (по выбору учителя и учащихся)

А.Плитченко.Стихи по выбору

Л.Чикин «Быструха», «Белый пух, белый наст, белый иней», «Падал снег с деревьев тихо, ровно» и другие.

Е.Стюарт  «Золушки 40-х годов», «На путях», «Женщине» «Родина, далеки твои расстояния», «А ты простишь мне долгую отлучку?», «Скворцы» и другие по выбору.

Л.Решетников.Стихи по выбору

Б.Богатков.Стихи по выбору.

Г.Суворов. Стихи по выбору.

Н. Перевалов. Стихи по выбору.

Т.Снежина  «Если я умру раньше времени», «Позови меня с собой», «Звезда моя», «Перекрёсток», «После смерти», «Листопад» и другие.

 

11 класс

В.Г.Распутин:

«Василий и Василиса»

«Деньги для Марии»

«Последний срок»

«Пожар»

«Живи и помни»

«Женский разговор»

«Нежданно-негаданно»

 

В.М.Шушкин.  Рассказы:

«Чудик»

«Выбираю деревню на жительство»

«Классный водитель»

«Гринька Малюгин»

«Сельские жители»

«Миль пардон, мадам!»

«Письмо»

«Срезал» и другие (по выбору учителя и учащихся)

Киноповести: «Калина красная», «Живёт такой парень»

 

В.П.Астафьев:

«Затеси»

«Последний поклон»

«Царь-рыба»

«Печальный детектив»

«Людочка»

«Стародуб»

«Пастух и пастушка»

«Кража»

«Прокляты и убиты»

«Вечно живи, речка Виви!»

 

А.Вампилов:

«Утиная охота»

«Старший сын»

«Провинциальные анекдоты»

«Прошлым летом в Чулимске»

 

Н.Самохин:

«Приглашение на иностранца»

«Только правда»

«4 страницы про любовь»

«Будем здоровыми»

«Кто последний?»

«Так близко, так далеко».

 «Где-то в городе, на окраине»

«Тоськины женихи»

 

В.Афонин:

«Жили-были старик со старухой»

 

М.Кубышкин

«Агафониха»

 

Пётр Дедов:

«Ненаглядье»

 

Аскольд Якубовский

«Зелёный пёс»

«В лесной сторожке»

 

Приложение 2

 

Литература для учителя

 

Окладников А.П. Открытие Сибири. Н.,1982.

Кузнецова Ф.С. История Сибири. Н., 1997.

Зуев А.С.Сибирь: вехи истории. Н., 1998.

Летописи сибирские. Н., 1991.

Яновский  Н. Писатели Сибири. М., 1988.

Мостков Ю. Портреты. Литературно-критические статьи. Н., 1981.

Перцовский В. Николай Самохин. Литературные портреты. Н., 1987.

Мостков Ю. Елизавета Стюарт. Литературные портреты. Н., 1982.

Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. М., 1993.

Шапошников В. Валентин Распутин. Н., 1993.

Мельников М.Ф. Васюганье. Проблемы духовной жизни. Сибирские огни. 1988. № 4.

Вукалов Л.И. Современная проза в выпускном классе. М., Просвещение 2002.

Толчёнова Н. Сибирский характер (по страницам книг Г.Маркова).

Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. М., Просвещение, 1992.

Андреева Т.Н. Современная поэзия (вторая половина XX в.). М., 2001.

Ломилина Н.М., Сигов В.К. Современная проза (60-80г) XX в. М., 2001.

Заволокин А. Земля нужна человеку. Сибирские огни. 1988. №8.

Мостков Ю.М. Писатели о себе. Н., 1973. 

Ан С.А., Фомина В.Е. История культуры Алтая (часть I). Барнаул.1999.





защищенный телефон land rover x9 flip https://extreme-phones.ru/shop/276/desc/land-rover-x9-flip.