Программа "Предпрофильная подготовка"

Программа «Предпрофильная подготовка»  

В соответствии с приказом Минобразования России от  26. 06.2003 №2757 «Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения» с 2003- 2004 года начинается первый этап эксперимента. На этом этапе апробируются подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

 

 

 

Разрабатывая данную программу, мы исходили из того, что предпрофильная подготовка  - это не самостоятельная система, а подсистема профильного обучения и выполняет подготовительную функцию. Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников:

  • умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям;

  • умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего индивидуальным особенностям, склонностям и интересам;

  • готовность нести ответственность за сделанный выбор;

  • готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Работа будет организована в соответствии с имеющимися в наличии объективными факторами:

  • оптимальная материально-техническая база школы: библиотека, компьютерный класс, Интернет, компьютерная периферия (принтеры, сканеры, ксерокс, видеокамера, цифровой фотоаппарат, интерактивные доски, мультимедиапроектор);

  • кадровый потенциал: средний возраст коллектива – 42 года, 78% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Для реализации данной программы необходимо:

  • обеспечение обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладение школьниками представлениями об образе «Я», о мире профессий, о рынке труда, приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

  • оказание психологической помощи учащимся, учителям, родителям;

  • обеспечение профильной подготовки школьников с учетом их интересов, склонностей, способностей;

  • укрепление и сплочение ресурсов и усилий школы с социальными партнерами;

  • интеграция образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников.

 

Цель образовательного процесса

создание условий для осознанного выбора девятиклассниками профиля дальнейшего обучения, их первичного профессионального самоопределения.

 

Задачи:

психолого–педагогическая, информационная помощь учащимся в выборе профильного обучения в старшей школе;

выявление интересов на основе изучения элективных курсов по выбору, развитие профессиональных интересов учащихся на базе познавательного;

формирование способности к самоопределению, умению делать выбор;

создание условий для формирования представлений     учащихся о себе, их адекватной самооценки.

 

Принципы предпрофильного образования:

1. Личностно ориентированная направленность.

2. Углубление и расширение содержания образования.

3. Обеспечение условий для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности.

 

Ожидаемые результаты:

1. Осознанность выбора профиля обучения выпускниками основной школы.

2. Повышение качества знаний учащихся 9-го класса.

3. Обучение учащихся 9-го класса способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.

 

Оценка эффективности реализации программы «Предпрофильная подготовка».

1. Информированность учащихся 9 класса о значимости профильного обучения для дальнейшего образования, жизненного, социального, профессионального самоопределения.

2. Сформированность у выпускников основной школы навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.

3. Готовность девятиклассников к выбору дальнейшего обучения в профильных классах или в других учебных заведениях.

 

Содержание образования

 

Направление

Задачи

Содержание

Информационное

Расширение представлений учащихся об образовательных областях

Введение элективных курсов по профилирующим предметам. Цель – развитие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Создание системы предметных кружков по предметам.

Цель – вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.

Создание системы экскурсионной работы по основным профилям.

Цель – расширение представления учащихся в выбранной образовательной области.

 

Расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных групп.

Ознакомление учащихся с требованиями образовательных программ по предметам, Положением о предпрофильной подготовке, Положением о «Портфолио». Ярмарка профессий.

Составление программ самовоспитания.

Профориентационные проекты.

Составление профессиограмм –характеристик профессий.

Психологическое

Расширение представлений о себе, своих способностях и возможностях, Развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии. Развитие рефлексии.

Психологическое тестирование на определение способностей, склонностей и интересов. Беседы с психологом. Профессиональное консультирование. Спецкурс «Выбор профессии».

Деятельностное

Вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую и социально значимую деятельность.

Предметные олимпиады.

Интеллектуальные игры. Работа в ученической производственной бригаде. Презентация портфолио.

Участие в выставках творческих работ.

 

Создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута.

Информация для учащихся и родителей о возможностях выбора индивидуального образовательного маршрута и необходимых для этого основаниях. Анализ жизненных планов учащихся. Спецкурс «Основы самоопределения». Индивидуальное консультирование специалистами службы занятости населения. Анализ творческих и социальных достижений учащихся. Родительское собрание, собрание учащихся по итогам учебного года. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников основной школы. Элективные курсы по направлениям: гуманитарное, математическое, естественно-научное, технологическое, физическое. Итоговая деловая игра «Презентация портфолио»





Рейтинг@Mail.ru