Е.Е. Ростовцева

О МЕТОДИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДБОРА РАСТЕНИЙ

Имидж

Ростовцева Екатерина ЕвгеньевнаРостовцева Екатерина Евгеньевна окончила Новосибирский медицинский институт с отличием, аспирантка НГМА, одна из авторов Программы Здоровья школы № 3 р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области, научный консультант детского сада № 96 г. Томска.

Состояние здоровья современных детей и подростков вызывает все большую тревогу. Только 7,1% выпускников школ относительно здоровы. Число детей с хроническими заболеваниями увеличилось за последние 5 лет на 38%. Уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями остается высоким, несмотря на достижения современной медицины и фармацевтической промышленности.

За последнее десятилетие в Российской Федерации ежегодно регистрируется от 27,3 до 41,2 миллионов человек, заболевших острыми респираторными заболеваниями, умирает от гриппа до 500 и от ОРЗ – до 2000 человек.

Особенно остро стоит эта проблема в детских организованных коллективах. В 1 кубическом метре воздуха помещений детских дошкольных и образовательных учреждений насчитывают 20-50 тысяч микробов. Пенициллин был эффективен в течение 30 лет, к современным антибактериальным препаратам микромир приспосабливается за 2-3 года. По оценкам экспертов ВОЗ к 2010 году все современные антибиотики будут неэффективны.

Где же найти помощников, союзников в борьбе за здоровье детей? – В растительном мире!

С древних времен человек использовал растения не только с целью украшения своего жилища. Методика фитодизайна, обоснованная А.М. Гродзинским (1978, 1981, 1984), получила дальнейшее развитие в работах сотрудников Центрального ботанического сада СО РАН Цыбули Н.В., Фершаловой Т.Д. В последние годы было доказано, что с помощью специально подобранных растений можно улучшить микроэкологические условия в помещениях.

Данная методика была использована для оздоровления воздушной среды помещений в детском саду № 96 г. Томска. Однако применение растений с фитонцидными свойствами не решило всех проблем, связанных с состоянием здоровья детей.

Заболеваемость, переносимость болезни, скорость и полнота выздоровления во многом зависят от реактивности организма, его адаптационных и компенсаторных возможностей (Л.Х. Гаркави и др. 1996).  По данным Р.М. Баевского, В.П. Казначеева (1978, 1996) процессу формирования хронических заболеваний предшествуют изменения адаптационных возможностей организма ребенка. Состояние срыва адаптационных возможностей в дошкольном  периоде означает высокий риск формирования хронической патологии, социальной дезадаптации и требует своевременных реабилитационных воздействий, создания новых медицинских технологий и организационных форм оздоровления детей.

Применение летучих выделений некоторых растений расширяет адаптационные возможности ребенка, является одним из путей укрепления здоровья и повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. В адаптивных реакциях для ребенка особенно важен психологический фактор. Впервые в условиях детского сада № 96 была апробирована методика индивидуального подбора растений с целью нормализации адаптационных возможностей ребенка, его эмоционального статуса. В основе  лежит метод Эдварда Бака, английского гомеопата и терапевта.

Все дети наблюдаемой группы до начала профилактических мероприятий болели от 8 до 12 раз в году. Был проведен тщательный клинический осмотр. В рамках обследования с помощью технологии РОФЭС-диагностики были оценены показатели функциональных систем адаптации, показатели психо-эмоционального статуса группы, показатели вегето-эмоционального тонуса. Основное место в структуре заболеваний занимали остаточные явления перинатальной патологии центральной нервной системы, хроническая патология ротоносоглотки, был высок процент детей со сниженным иммунитетом. С учетом изменений в состоянии здоровья детей (параметры адаптации, психологические особенности, вегето-эмоциональный тонус) был подобран определенный ассортимент растений. Они были установлены в помещении группы.

Через 12 месяцев подведены промежуточные итоги работы.

Иногда язык цифр гораздо красноречивее слов...

Состояние адаптационных возможностей детей логопедической группы
в динамике на фоне проведения реабилитационных мероприятий с использованием фитонцидных растений

Сроки обследования

Отличное

Хорошее

Удовлетворительное

Неудовлетворительное

Требующее реабилитации

Июнь 2000

0%

0%

11,11%

33,34%

55,55%

Май 2001

12,5%

25%

43,75%

18,75%

0%

Показатели вегето-эмоционального тонуса детей логопедической группы в динамике на фоне реабилитационных мероприятий

Сроки обследования

Отличное

Хорошее

Удовлетворительное

Неудовлетворительное

Требующее реабилитации

Июнь 2000

11,12%

22,23%

55,56%

0%

11,12%

Май 2001

12,5%

6,25%

0%

25%

56,25%

Показатели уровня заболеваемости ОРВИ и гриппом детей логопедической группы (эксперимент) и контрольной группы

Анализ в динамике

Уровень заболеваемости

2000 год

2001 год

Случаи на одного ребенка

0,57

0,47

Дни, пропущенные по болезни на одного ребенка

6,89

4,42

Снижение в случаях: на 17,55%

Снижение в днях, пропущенных по болезни: на 35,85%

Анализ в сравнении с контрольной группой

Уровень заболеваемости

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Случаи на одного ребенка

0,47

0,8

Дни, пропущенные по болезни, на одного ребенка

4,42

7,57

Интересными и впечатляющими также оказались результаты контрольной РОФЭС-диагностики после проведения реабилитационных мероприятий и установки растений во всех помещениях детского сада.

На рисунках:  результаты обследования с помощью РОФЭС-диагностики трех воспитанников детского сада № 96 (до и после реабилитационных мероприятий)

Настя М.

Адаптационный потенциал: 14% - 45%

Функциональное состояние: требуется восстановление - удовлетворительное

Вегето-эмоциональный тонус: пониженный - средний, ближе к повышенному

Катя П.:

Адаптационный потенциал: 1% - 71%

Функциональное состояние: требуется восстановление - хорошш

Вегето-эмоциональный тонус: пониженный - повышенный

Игорь Д.

Адаптационный потенциал: 28% - 73%

Функциональное состояние: неудовлетворительное - хорошее

Вегето-эмоциональный тонус: средний, ближе к повышенному - средний, ближе к повышенному