Школьный Центр Здоровья

Имидж

В центре внимания медицинской службы образовательного учреждения всегда находился больной ребенок, с уже сформированной патологией.

В настоящее время любому педагогическому учреждению необходима оздоровительная инфраструктура, которая базируется на научных основах здоровья и ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование потребности в личном здоровье как факторе реализуемости личности;

  2. Разработка и совершенствование оздоровительных технологий на базе использования компьютерных систем донозологической диагностики, эффективных комплексов реабилитации.

  3. Обучение практическим методам и приемам становления и выполнения личностно-ориентированных оздоровительно-восстановительных программ с элементами контроля состояния организма.

Служба здоровья объединяет в своей структуре три сферы деятельности:

  1. Формирование нового сознания по отношению к личному здоровью;

  2. Диагностика состояния здоровья с элементами обучения.

  3. Оздоровление организма, восстановление резервов здоровья.

Именно организация оздоровления, ранней профессиональной ориентации, выявления функциональных отклонений в состоянии здоровья на уровне нарушений адаптивных возможностей позволит внести существенный вклад в сохранение и восстановление здоровья детей.

К узловым этапам деятельности школьного центра здоровья, организованного на базе нашей школы относятся:

  • входная диагностика учащихся и образовательной среды,

  • аналитико-статистическая обработка результатов диагностики,

  • педагогическое управление процессом развития ребенка,

  • лечебно-восстановительные оздоровительные мероприятия.

Функциональная модель службы здоровья представлена на рисунке.

Центр здоровья включает три составные части:

  • диагностическую,

  • информационно-аналитическую,

  • лечебно-оздоровительную.

В задачи диагностического отдела входит:

  • структурирование обследуемого контингента по параметрам показателей здоровья;

  • выявление ведущих факторов риска и оценка степени распространенности ведущих симптомов поражения;

  • оценка функционального состояния и функционального резерва систем адаптации;

Задачами информационного блока являются:

  • формирование банка данных на каждого учащегося и класс в целом;

  • обработка полученных данных с целью составления индивидуальных и комплексных оздоровительных программ.

Значение информационного блока состоит также в том, что здесь осуществляется постоянное сравнение полученного результата с тем, который был запланирован.

Основной задачей лечебно-оздоровительного отдела является коррекция выявленных отклонений в состоянии здоровья детей с помощью средств активного и пассивного воздействия на организм ребенка.

Комплексные реабилитационные мероприятия были сгруппированы в 4 основных раздела:

1 раздел: психолого-педагогическая и логопедическая реабилитация.

Данные мероприятия проводились после анализа результатов комплексной диагностики состояния здоровья учащихся. Оценивался дополнительно уровень нервно-психического развития, речевого развития, степень психоэмоционального комфорта (степень личностной тревожности, уровень психического утомления, показатели работоспособности). Были разработаны индивидуальные и групповые коррекционные программы. Одновременно была организована система воспитательных мероприятий, направленных на развитие личности, преодоление неэффективности учебной деятельности и неспешности социальных контактов.

2 раздел: мероприятия, направленные на стабилизацию адаптационных возможностей учащихся.

Они включают педагогические, психологические и медицинские аспекты. Педагогические мероприятия, в первую очередь, были направлены на нормализацию учебной нагрузки, исключение стрессовых воздействий на организм учащихся.

Психологические мероприятия состояли из групповых тренингов общения.

Медицинские мероприятия подразделялись на две группы:

  • нормализация физической активности учащихся с использованием традиционных и нетрадиционных методик;

  • мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости детского организма.

3 раздел: общие мероприятия.

Они направлены на соблюдение и нормализацию режимных моментов, организацию питания, организацию противоэпидемических и противопаразитарных мероприятий.

4 раздел: семейная реабилитация.

Создав оздоровительную структуру в школе, проводя коррекционные мероприятия, мы столкнулись с фактом, что на определенном этапе состояние здоровья учащихся как бы «застывает»: эффективность реабилитационных мероприятий становится низкой, уровень заболеваемости стабилизируется на умеренно сниженных показателям.

Школа и детский сад, без сомнения, занимают важное место в жизни ребенка, но, заканчивая свой «рабочий день», дети быстро возвращаются в семью, к тем проблемам, которые накоплены именно там.

Если процесс оздоровления никак не затрагивает социальное окружение ребенка, то быстро становится мало эффективным. На базе оздоровительного центра школы разработан комплекс реабилитационных мероприятий с активным участием родителей в этом процессе. Он носит не только информационный, просветительский характер, а подразумевает оздоровление всех членов семьи и состоит из психологических и медицинских мероприятий.


новенькие в сети || школа № 3 || Имидж