Зуб Е.Н.

Воспитание самостоятельности детей на основе педагогической технологии Марии Монтессори

Имидж

Монтессори-педагогика является целостной педагогической системой. Эффективность ее подтверждена многолетним опытом работы с детьми во многих странах мира. С 1991 года происходит возрождение этого опыта в России. Суть метода Монтессори - это свободная работа детей в подготовленной среде при взаимодействии с педагогом.

Под работой понимается деятельность с автодидактическими, то есть самообучающими материалами, а свободной она является потому, что ребенку предоставляется право выбора материала, а также ряд других свобод. Подготовленная среда - это предметно-пространственная среда, созданная педагогом, с расположенными в ней открытом доступе разнообразными, привлекательными и интересными для детей материалами. Подготовленная среда - условие развития и обучения детей - позволяет каждому ребенку развиваться в индивидуальном темпе. Задача педагога, прежде всего, предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такой показ называется презентацией материала. Ребенок работает с материалом сначала по показанному образцу, а затем выполняет различные упражнения, в том числе и придуманные им самим. Помощь саморазвитию ребенка в возрасте от трех до шести лет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, математике, а также раздел - космическое воспитание - знакомству с окружающим миром и человеческой культурой.

Главная цель моей работы с детьми это дать возможность каждому ребенку раскрыть свой внутренний потенциал в свободной, самостоятельной деятельности, помочь развиться, поверить в себя.

В Монтессори-группе большое внимание уделяется воспитанию самостоятельности детей. Стремление к самостоятельности изначально присуще природе ребенка. Природа позаботилась о постепенном освобождении от опеки взрослого: появление зубов, самостоятельное хождение, речь и т. д. Задача взрослых - поддержать эту природную тенденцию в ребенке.

Передо мной стоят следующие задачи: воспитание самостоятельности ребенка, развитие независимости, ответственности, навыков самообслуживания, научить ребенка делать выбор, самостоятельно работать с материалом, подготовка ребенка к реальной жизни.

Для решения подготовленных задач в нашем детском саду созданы все условия. Организована Монтессори-группа.

Каким же образом Монтессори-педагогика способствует проявлению самостоятельности детей нашей группы?

При ответе на этот вопрос я выделяю следующие средства:

  • подготовленная среда и притягательный характер материала;
  • возможность самоконтроля с помощью материала;

  • особая форма поведения педагога.

Организуя в группе подготовленную среду я стремилась создать детям свободный доступ ко всем материалам. Например, материалы располагаются на низких полках, соответствующих росту детей. Дети могут самостоятельно взять материал с полки и поставить его обратно. По этой же причине размеры и вес материала подходят для детей, а особенно это касается материалов для упражнений в практической жизни. Создавая практическую зону я искала в продаже небольшие разносы и кувшинчики размером с молочник, легкие пластмассовые тазики размером 25-30 см, пластиковые кувшины и ведра для воды, которые ребенку удобно носить, легкий утюг.

Отмечу, обязательное требование к любым Монтессори-материалам: они эстетичны, привлекательны, как бы «сами просятся в руки» детей. Ребенка мы окружаем красивыми вещами не только с целью эстетического развития, но и для повышения его мотивации к самостоятельной работе. Подготовленная среда является одним из ведущих принципов организации работы в Монтессори-группе.

Работу в группе я начала с введения правил. Вместе с детьми мы решили на занятиях разговаривать тихо, ходить шагом, к материалам относиться бережно, позанимавшись ими, обязательно ставить на место, чтобы другие дети тоже могли их взять, рабочее место для того, кто работает.

Также рассказала о том, что можно брать любой материал, если знаешь как с ним работать. Если ребенок не знает как обращаться с материалом, то я провожу презентацию, знакомлю. В Монтессори-группе можно заниматься в любом месте - за столом или на коврике. Коврик - это тоже рабочее место. Также ребенок может заниматься один или выбрать себе партнера. Время работы с материалом не ограничивается. Дети быстро запомнили правила и без труда выполняют их. Занятия в группе длятся 1,5 часа, в течение всего времени звучит негромкая, красивая, спокойная музыка.

Первая зона, с которой начинаем работу - это упражнения в практической жизни. Дети очень любят в ней заниматься. В процессе деятельности в практической зоне ребята учатся самостоятельно заботиться о себе: правильно мыть руки, умываться, причесываться, чистить обувь и т. д. Большое внимание ребят привлекает материал рамки с застежками: с пуговицами, с кнопками, с крючками, с ремнями, с бантами, со шнуровкой для ботинок, с английскими булавками. Мы работаем с 12 рамками.

Одна из проблем, которая встречается у детей - это неумение самостоятельно одеться, собраться на прогулку, так как они не умели застегивать пуговицы, замки, а тем более зашнуровывать обувь. Но мы решаем этот вопрос с помощью рамок с застежками. На занятиях ребята осваивали сначала рамку с пуговицами, затем рамку с бантами и т.д. Закончили рамкой с английскими булавками. Кто-то из детей освоил это быстрее, кто-то медленнее, каждый осваивает в силу своего индивидуального развития. При обучении детей обязательно соблюдаю принцип: от простого к сложному; от конкретного к абстрактному. К концу учебного года почти все дети одевались на прогулку самостоятельно, с удовольствием помогали тем, кто еще не научился зашнуровывать обувь.

Также в практической зоне дети учатся ухаживать за окружающей средой. Для этого мы учимся протирать пыль, мыть посуду, мыть фрукты, мыть пол, стирать белье, а также составлять красивые букеты из цветов. Дети занимаются с большим желанием этими упражнениями. По пятницам мы проводим генеральную уборку в Монтессори-группе, а затем все вместе пьем чай и беседуем на разные темы.

Многие родители отметили, что дети изменились. Говорят о том, что ребята дома проявляют желание помочь маме помыть посуду, убрать в своем уголке и т.д.

Также я разработала игры и беседы, в которых знакомлю детей с общепринятыми формами обращения к человеку: приветствия и прощания, извинения и благодарность, умение внимательно выслушать собеседника, не перебивая его, задать или ответить на вопрос, предложить или принять помощь. Например, «Как приглашают гостя в комнату и предлагают ему место». Ребенок играет гостя, а я - хозяйку. Ребенок выходит из комнаты, закрывает дверь, затем стучит, как бы он при шел в гости. Я открываю дверь и говорю, например: «Здравствуй, Настя! Рада тебя видеть!». Ребенок: «Здравствуйте, Елена Николаевна!» Я «Заходи, пожалуйста. Садись где тебе нравится, угощайся яблоками.». Ребенок берет яблоко и говорит: «Спасибо!». Я: «Пожалуйста! Как у тебя дела?» и'т. д. Диалог продолжается. При разыгрывании подобных ситуаций я предлагаю самые различные варианты. Открывая дверь, могу выразить различные чувства: доброжелательность, удивление, удовлетворение, раздражение. Большую роль играет элемент неожиданности, когда ребенок не знает как именно он будет принят хозяином. После сценки обсуждаем вместе: что было правильно, что неверно, как можно исправить, что еще можно предложить гостю и т.д.

Так влияет подготовленная среда на развитие самостоятельности детей, навыков самообслуживания.

Очень важную роль развития ответственности, независимости ребенка играет возможность самоконтроля, заключенная в материале. Ребенок сам может проверить правильность выполнения задания. Большими возможностями самоконтроля обладает сенсорный материал. Например, при построении Коричневой лестницы дети проверяют правильность выполнения при помощи маленького бруска или металлического шарика. Если шарик свободно скатывается, то Коричневая лестница собрана верно. Для проверки правильности подбора одинаковых шумов на Шумящих коробочках имеются разноцветные контрольные точки. После того как ребенок определил пары одинаковых шумов, он переворачивает обе коробочки. Если цвет точек на дне совпадает, то задание выполнено верно, а если цвета разные, то упражнение повторяется.

В математической, речевой и космической зонах использую разнообразные контрольные карты. С их помощью дети определяют правильность выполнения задания.

При выполнении упражнений с водой контролем ошибок служат капельки воды на подносе, столе. Если они есть, то я учу ребенка исправить это, то есть взять тряпочку и вытереть влагу. Материалы устроены так, что дети могут сами контролировать свои ошибки. Моя задача - познакомить со способами самоконтроля. В повседневной жизни умение контролировать себя можно увидеть во время приема пищи. Контролем служит салфетка. После обеда ребенок смотрит чистая она или грязная. Если салфетка грязная, то малыш относит ее в специальное место, чтобы потом постирать. Если я вижу ошибку у ребенка, то говорю: «Я вот так проверяю себя». И показываю правильный способ. Дети перестают бояться ошибок, зная то, что их всегда можно исправить самостоятельно. Я считаю, что самоконтроль позволяет быть детям независимыми, уверенными, ответственными.

Особая форма поведения педагога является одним из средств воспитания самостоятельности. Организовывая среду, недостаточно просто разместить материал. Главное - я показываю ребенку как с ним обращаться, то есть четко и ясно провожу презентацию материала. Это означает, что педагог должен не только отлично знать, как работать с каждым материалом, но и уметь быстро «переключаться» с одного материала на другой. После презентации обязательно предлагаю ребенку самому выполнить упражнение. В дальнейшем ребенок тренируется самостоятельно, а я в это время нахожусь рядом с ним, а затем оставляю его одного, незаметно наблюдая за ним издали.

Вовремя дать ребенку возможность самому работать с материалом, поддержать его активность очень важно. Я не вмешиваюсь в работу ребенка без нужды, помня о том, что каждая предоставленная помощь, не является действительно необходимой, служит препятствием его развитию. Внимательно наблюдая за ребенком, лишь в нужный момент предоставляю ему помощь.

Мне порой очень трудно не вмешаться и не начать выполнять вместо ребенка работу, но на ум приходит следующее: не всегда наша помощь, пусть даже оказанная из самых лучших побуждений, в самом деле приносит пользу. Что гуманнее: избавить ребенка от трудностей и воспитать его зависимым, беспомощным или же помочь ему всему научиться самому и самостоятельно идти по жизни? Я уверена - последнее.

Еще один аспект воспитания самостоятельности - самостоятельный выбор материала. Почти всегда маленькому ребенку его занятия предписываются, а в Монтессори-группе детям предоставляется совершенно свободный выбор занятия. Умение самостоятельно выбрать, принять решение, а не просто пассивно следовать чьим-то советам - одно из важнейших качеств, которое я прививаю детям. Это умение приобретается постепенно, путем тренировок. Среди новичков Монтессори-группы я встречала детей, слоняющихся без дела и не знающих чем себя занять, или наоборот хватающихся за все сразу. Неумение решить что же им в самом деле хочется, нередко сохраняется и у взрослых, затрудняя их движение по жизни. В жизни человеку часто приходится выбирать: вещи, друзей, работу и т. д. Дети в моей группе учатся выбирать с трех лет.

У нас есть сильные и слабые по характеру дети. Например, Илья Ч., Слава Ш. - для них характерны капризы, вспышки гнева, агрессия, направленная на других детей, эгоизм. Саша П., Наташа Г. - это слабые дети, им свойственны вялость, медлительность, неуверенность, пассивность, стремление находиться рядом со взрослым.

Занимаясь в Монтессори-группе, дети изменились: стали дружелюбными по отношению к взрослым и другим детям, готовыми помочь, дисциплинированными, научились владеть собой. Я считаю, дети изменились потому, что они научились самостоятельно работать в развивающей среде с материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, в условиях свободы выбора деятельности. Они научились сосредоточенности, которая содействует гармонизации личности, нормализации и является результатом работы и совершенствования самого ребенка.

Для того, чтобы проконтролировать процесс развития ребенка я веду дневник наблюдений. Такой дневник завела на каждого ребенка и по нему можно судить о характере и скорости его продвижения.

Еще одна более сложная форма контроля - это специальный лист наблюдения за ребенком. В течение года проводится пять наблюдений. Приведу стандартный лист наблюдения за ребенком: Илья Ч. на момент наблюдения в группе 8 месяцев.

Листы наблюдения дают мне возможность проанализировать временные срезы оценить, что происходит с ребенком. Где и как я могу ему помочь, что удалось сделать за некоторое время. Для каждого ребенка у меня есть папка, в которой хранятся дневник и листы наблюдений.

Работа с родителями ведется в трех направлениях:

  1. Методическое просвещение, анкетирование.
  2. Вовлечение родителей в жизнь группы.
  3. Индивидуальное обсуждение достижений ребенка.

У меня есть правило: каждый день я должна что-то хорошее сказать о ребенке родителям.

Перспективы на будущее:

  • продолжить работу над решением поставленных задач;
  • дополнить материалом зону упражнений в навыках практической жизни;
  • закончить оборудование космической и речевой зоны;
  • продолжить работу по обучению детей навыкам самообслуживания: чистка зубов, резка салата, глаженье белья, чистка металла и т. д.;
  • научить детей готовить небольшие научные доклады о животных , растениях и т.д.;
  • снять видеофильм о Монтессори-группе.

Зуб Е.Н.,
воспитатель ДОУ "Росинка", г. Искитим