(Адаптация методики А.З. Зака в дошкольном образовательном учреждении.)

Развитие логического и пространственного мышления как средство воспитания творческой личности на занятиях по математике

Имидж

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ. Развитие логического мышления; интеллектуальной гибкости; создание условий для активизации развития умственной деятельности ребенка..

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ. Развитие самостоятельности, инициативы, Формирование творческой личности..

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. А.З. Зак. "Как муравей и гусеница в гости ходили"

  2. А.З. Зак. "Развитие авторского мышления детей" (Москва,1994г.,изд-во"Форум" )

  3. Комплект таблицы с заданиями к каждому занятию, изображение персонажей, листы для индивидуальной работы.

http://www.ugatu.ac.ru/ugatu/useful/freeprog/EBOOK/index.html

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИГРЫ

Общая цель работы - развитие логического мышления. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Но, учитывая огромный поток информации, образованность взрослых, широкий круг общения, данный тип мышления находится на пике и поднимается на более высокий уровень - это уже логическое мышление. Необходимо подготовить последовательный переход в развитии мышления через мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключения).

Все это составляет основу методики А.Зака. Обучение сложным логическим операциям проводится через игру, а это основной вид деятельности дошкольника. Эта игра не оставила без интереса детей и, более того, перешла в увлечение. Изучение закономерностей развития мышления (как формы творческой мыслительной деятельности детей ) - одна из фундаментальных проблем возрастной психологии. Знание указанных закономерностей необходимо для разработки более полных представлений о развитии личности ребенка в старшем дошкольном возрасте, в частности о том, как формируются в этом возрасте интеллектуальные способности.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников. Для умственного развития дошкольников нужно использовать три вида мышления наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Итак, с помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно и продуманно, сознательно управляя и контролируя свои действия. Для развития наглядно-действенного мышления используются такие игры как: "Просветы", "Переставь карточку (картинку)".

Своеобразное наглядно-образного мышления заключается в том, что, решая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы достижения цели, мысленно сопоставлять эти планы, чтобы найти самый лучший. Игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления : " Как гусеница и муравей в гости ходили ", " Шаги курицы, гуся и утки", "Путешествие насекомых", " Обмены", "Прыжки зайца".

Своеобразие словесно-логического мышления (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного) состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках. Поэтому главная цель работы по развитию словесно-логического, отвлеченного мышления заключается в том. чтобы с его помощью формировать у них умение рассуждать, делать выводы суждений. С этой целью используют такие игры, как "Кто где живет?", "Одинаковое-разное", "Поиск девятого".

Решение с детьми занимательных задач служит надежной основой их умственного развития; Формирование у них познавательных интересов. Создаются благоприятные условия для Формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

  1. Создание игровой ситуации. Знакомство с героями игры -Гусеницей и Муравьем. Используется 4-клеточное поле.

  2. Найти одиночные ходы гусеницы и муравья. (" Куда может>пойти...?" или 2-й вариант -"Откуда может прийти"...?), количество занятий 5.

  3. Используем 6-клеточное поле, (задания те же, а также дополнительно: "Найти правильный ход", "Проверить :может ли так ходить...?") - правильный ход обозначается .

  4. Берем 8-клеточное поле. Задания: найти неверный ход. Ввести понятие "Начальная и конечная клетка" - одиночного хода.

  5. Используем 9-клеточное поле. Задания с двумя ходами (т.е. делаем два шага). Ввести понятие "промежуточная клетка". На этом этапе используются такие типы заданий как:

  • дети решают загадки,

  • проверяют верность ходов,

  • ребенок самостоятельно сочиняет загадки.

5. В игру вводится 12-клеточное поле. Идет отработка различных типов заданий.

6. Используем 16-клеточное поле. Знакомство с новыми пер­сонажами: курица, гусь, утка.

7. Авторский этап. Дети самостоятельно придумывают поле. Со­ставляют путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Сочиняют рассказы или истории.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

1. Групповая Форма. ( по таблицам, у доски, совместное ре­шение проблем)

2. Индивидуальная ( каждый работает на листе).

3. Парами ( работают парами, обмениваются работами с за­даниями и с проверкой).

Деловая игра

Ролевая игра.

Час вопросов и ответов.

Что? Где? Когда?

Дидактические сказки.

Путешествия. Аукцион.

Защита Фантастического проекта.

Познавательный КВН.

Время исправления ошибок.

Время обмена

Бюро находок.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Начинать работу можно с детьми среднего дошкольного возраста.. Занятия должны проводиться регулярно,с постепеннымусложнением материала, увлечением детей разнообразными игровыми ситуациями.

Параллельно можно использовать другие интеллектуаль­ные игры по А.З.Заку, такие, как "обмены", " одинаковое-разное".

Для старшего возраста:: "Почтальон", "Слон-ладья", "Буквы-цифры", "Просвет", "Поиск девятого", решение задач-схем, задачи - исследовательские (т.е. требующие делать выводы, умозаключения), никитинские игры, шашки-шахматы и т.д.

Практика показала, что материал для таких игр лучше гото­вить либо по типу фланелеграфа или магнитной доски.

Сережа Изаак 4 гр.

УРОК МАТЕМАТИКИ

Однажды летом Сережа сидел в своей комнате за столом и рисовал. Балкон был открыт, и неожиданно в комнату с ветром залетел зеленый кленовый листочек.. Он приземлился прямо на стол. На нем, мирно беседуя, сидели муравей и гусеница. Сережа прислушался и очень удивился, так как эти двое говорили о математике! Мальчик в школу еще не ходил и поэтому слушал во все уши свой первый урок.

Муравей учил гусеницу различать геометрические фигуры. Он заставлял ее ползать вокруг различных предметов и рассказывать, что же при этом получается. Гусеница путешествовала по всей квартире. Обползая стол, вазы, мячи, карандаши, люстры. Урок продолжался долго. Сережа узнал, что мячик, клубок, лампочка - круглые. А вот окна, двери, книги, телевизор, календарь, колонки от магнитофона - прямоугольные. Карандаш, линейка, ручка, веревка - прямые. А край занавески, который украшен зубчиками, оказывается, зигзагообразный. Сережа долго, внимательно слушал, что устал и крепко заснул. А когда проснулся - ни гусеницы , ни муравья не было. Он решил, что все это ему приснилось. Но на столе все еще лежал кленовый листочек, и он сразу же вспомнил все фигуры и нарисовал их на листе бумаги.

Ваня В. ИСТОРИЯ-ЗАГАДКА

Как-то раз гусеница зашла в гости к А. Посидела немножко и отправилась к Б. А когда зашла,, то оказалось, что Б заболел. Он попросил гусеницу сходить за микстурой к Точке. Гусеница отправилась. В это время к Б зашел муравей и как узнал, что у друга беда - побежал за таблетками к А. Вскоре муравей и гусеница вернулись с лекарством. Вскоре Б стало полегче, но, наверное, не от лекарства, а от доброты своих друзей. Задание: составить игровое поле перемещений друзей.

Саша Яковцев 4 гр.

Однажды поползла гусеница в лес за хворостом. А навстречу ей муравей. Поздоровался муравей и предложил помочь. Гусеница сказала, что ей не ей не тяжело, и она сможет справиться сама. Муравей пригласил гусеницу в гости. Гусеница согласилась и пошла прямо по дорожке. А муравей наискосок пошел - так быстрее. Он уже пришел домой, чай поставил, пирогов испек, а гусеницы все нет. Вышел он из дома и стал поджидать свою подругу. А вот и она. - Где ты так долго ползала? Наверно по пути кого-то встретила?

- Нет, муравей нигде я не была.

- Надо ходить короткой дорогой, как я.

- Не учи, я не могу ходить наискосок, а только прямо!

Муравей не обиделся, а пригласил гусеницу пить чай. Друзьями они стали с тех пор, хоть и ходят разными путями.