Мартынова Е.А.

Система занятий
по развитию творческого мышления у детей

Имидж

Важной частью воспитания творческой личности дошкольника является умственное развитие, мышления. Проблема развития и совершенствования мышления - одна из сложных в организации всего учебного процесса. Дошкольный возраст представляет воспитателю наиболее благоприятные возможности для развития различных форм мышления. Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала детей использую развивающие игры, тризовский материал, игры-коррекции, головоломки, никитинские кубики, но основу моих занятий составляют интеллектуальные игры А.З. Зака. И хотя система таких игр предназначена учащимся младшего школьного звена, апробация нами заданий с дошкольниками позволила установить степень их доступности детям, распределить их по сложности, а также решить следующие задачи:

  1. Создать условия для активизации умственных процессов: восприятия наглядно-образного мышления, продуктивного воображения (творчество) и памяти.

  2. Формировать высокий уровень мышления, а именно таких аспектов, как быстрота, ловкость, гибкость, оригинальность, восприимчивость.

  3. Обучать логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению обобщению, суждениям и умозаключениям.

Обучение этим операциям идет в игре, а это основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок познает себя, свои силы, проявляет самостоятельность, инициативу, творчество, что способствует развитию высокого уровня и активности мышления, интеллекта в целом.

Учитывая особенности психического развития детей, работа состоит в нескольких этапах, в зависимости о возраста. В раннем возрасте развитие мышления связано с овладением речи, то есть идет формирование сенсорного интеллекта и речевой активности. Интеллектуальная деятельность протекает в обыгрывании, заучивании потешек, песенок, пальчиковых играх. Параллельно развиваем сенсорное восприятие. Для этого на занятиях использую пирамидки, кубики, мячики, кольца и провожу дидактические упражнения, которые учат детей различать и называть цвет, форму, величину, количество. К трем годам дети овладевают действиями с предметами, деятельность приобретает некоторую самостоятельность, осмысленность.

Второй этап (от 3 до 5 лет) связан с познанием предметов, его качеств, свойств, особенностей и функций. Наши малыши уже многое знают и стремятся знать еще больше. Дети умеют обобщать предметы ( д/у "Что у нас летает?" - снежинка, самолет, шар, птица, и так далее; д/у "Назови одним словом" и другие). Предметы использую из окружающей нас действительности, в нашей совместной с детьми творческой деятельности активно используем загадки. В начале предлагаю детям отгадывать загадки, а затем они самостоятельно составляют (упражнение "Ромашка"). Детям это нравится, они становятся более внимательными, вдумчивыми, рассудительными. Одновременно развиваем наглядно-образное мышление.

Третий (с 5 до 7 лет) - этап активной мыслительной деятельности. Дети, задают массу вопросов, что свидетельствует об активности мышления. Возникает потребность в объяснении и стремлении понять. Основываясь на предыдущий опыт, знания, наблюдения они самостоятельно могут найти объяснение (почему зимой идет снег, а летом - дождь). Ребенок согласовывает свои суждения, выстраивая логическую цепочку. Способность действовать осмысленно свойственна лишь правильно воспитанному уму. Проводим такие упражнения: "Расскажи, как будешь действовать", "придумай слова на заданную букву", "Лабиринт". Составлен план и программа, в которых игры распределены с учетом сложности и доступности.

Разработаны 15 интеллектуальных игр. При организации таких игр учитывается два основных принципа:

  1. Разнообразие мыслительной деятельности.

  2. Постепенное усложнение.

В играх "Переезды", "Клетки", "Круги" - дети учатся управлять своими действиями, действуют целенаправленно. В других: "Одинаковое - разное", "Домики", "Поиск -9", "Просвет" - научились сравнивать, сопоставлять, анализировать.

В цикловом блоке "Путешествие насекомых", "Обмены" ребенок оперирует лишь образами в мысленном плане, решает задачи на перемещение. Старшим детям нравятся игры с правилами "Почтальон", "Буквы - цифры", "Слон - ладья" и другие.

При решении логических задач (операционно-логические и сюжетно-логические) дети пытаются делать выводы на основе суждений, рассуждают, читают и составляют схемы. Как и к любой деятельности дошкольника в играх необходим психологический подход, учет особенностей в развитии детей. Опыт работы подсказывает, что для проведения таких занятий необходима особая структура и форма.

  1. Важную роль играет эмоциональная сфера как необходимое и связывающее звено. Занятие начинается с речевой и двигательной разминки, с использованием музыкального сопровождения, элементов драматизации, психологических этюдов.
  2. Интеллект - это не только умение совершать логические операции, но и богатый социальный опыт. Поэтому обязательным становится: использование информационного материала на развитие сферы познания, обогащение социального опыта, словарного запаса, умение четко и грамотно излагать свои мысли. В группе имеются несколько видов детских энциклопедий. Дети самостоятельно ищут, готовят необходимый материал, узнают и рассказывают о жизни животных и насекомых, оформляют выставки.

  3. Умственное воспитание - это не только овладение логикой, но овладение прежде всего культурой (речи, поведения и т.д.). Серия занятий о нравственных моментах (культура поведения, чувство товарищества, взаимопомощи, забота об окружающих - экологическая культура) проводится на воздухе - дети рассматривают и наблюдают. Так, чтобы познакомить детей с правилом и героями игры "Путешествие насекомых" мы на прогулке рассматриваем растения, кусты шиповника, любуемся красотой и ароматом цветов. Увидели на участке муравья, на яблоне - гусеницу, и все вместе придумали увлекательную историю: "Однажды муравей гулял по лесу и не заметил, как начался дождь. Он заторопился домой и решил спрятаться в цветке шиповника. Муравей забрался на ветку, но вдруг заметил шипы! Чтобы не наколоть себе лапки, он пробирался наискосок (правило)". Дети помогают маленькому другу - выкладывают из палочек дорогу, рисуют путь и спасают его, а затем ищут друзей. "Быть трудолюбивым, как муравей" - говорят дети. "Гусеница пришла в гости. Что сделала? Постучала, приветствовала – правило поведения в гостях. Ребята увлеклись игрой, а выполнение заданий стало напоминать скорее игру, чем нужную работу.

  4. Большое внимание уделяю практической части, то есть процесс мышления сливается с практикой – так ребенок усваивает знания. Используем наборы конструкторов, мозаики, кубики. Предусмотрена работа в блокнотах - это необходимо, так как записывая "ходы - загадки",. учимся правильно оформлять свои мысли, развиваем руку, моторику, ориентировку на листе бумаги. "Итак, правило игры и знакомство с героями преподносится в виде сказочной истории или проблемной ситуации. Задача педагога - сделать так, чтобы игра перешла в увлечение. На первых занятиях предлагаю подумать и предложить свой вариант, поощряя ответы детей. Во время занятия отмечаю все достижения ребенка. На следующем - отрабатываем правило и вводим новый материал. Предусмотрен коллективный разбор, подробный анализ и самостоятельная работа детей. Усложнение заключается в повышении требований и в развитии самостоятельности и умении обосновать свои решения. Параллельно идет процесс авторства, когда дети придумывают загадки, составляют условия, схемы.

Дошкольный возраст является важным периодом в общем развитии ребенка, его дальнейших успехах в школе. Именно в этом периоде закладывается фундамент его основных способностей. Поэтому необходимо максимально использовать все возможности, а с другой стороны требуется очень осторожный, продуманный подход и максимальный учет особенностей детей, психологических закономерностей их развития. В конце года провожу с детьми диагностирование. Цель диагностирования- изучить и выявить степень изменения умственных способностей, вскрыть реальные достижения ребенка. Под диагностикой я понимаю не применение методов психодиагностики, не тестирование, а распознавание индивидуальных способностей детей. Такая работа проводится с помощью исследований, максимально приближенных к педагогическому процессу, то есть строится на дидактическом материале (игрушки, картинки, беседа, игра, рисунки и т.д.). Мартынова Е.А., педагог ДОУ "Росинка" г. Искитим