Соболева Л.П.
Урок валеологии в 3 классе

«СКАЗКА О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕЧКЕ"

Имидж

Соболева Л.П., учитель валеологии школы № 3 р.п.Линево
1. Обучающие задачи

Развитие у детей наблюдательности, любознательности к окружающему миру, к природе, к людям. Развитие у детей любви к своему краю, Родине, к народу.

2. Образовательные задачи

Развитие у детей нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Совершенствование диалогической речи детей, формирование правильных ответов на вопросы. Совершенствование звуковой культуры речи. Формирование представление о доброте и дружбе.

3. Воспитательные задачи

Продолжение работы по укреплению здоровья детей.

Воспитание бережного отношения к природе и уважение к старшим.

План занятия

  1. Валеолог приглашает детей в волшебную страну.  (Звучит "Осень. Времена года" П.И. Чайковского). 
  2. Стихи об осени.
  3. Проверка памяти (составляют предложения).
  4. Беседа об охране и ее обитателях.
  5. Приход Хворайки и Неболейки.
  6. Зарядка.
  7. Дети рисуют Неболейку и Хворайку.
  8. Песня "Гибкость".
  9. Дети изображают стройную осанку.
  10. Танец.
  11. Песня "Свободный танец".
  12. Учатся слушать пульс.
  13. Психогимнастика.
  14. Знакомство детей с "правом человека".
  15. Рассказ о Маленьком человечке.
  16. Повтор детей о правах и обязанностях людей.

Ход занятия

В кабинете валеологииВалеолог:  Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Вспомните, где мы с вами уже бывали? 

Дети:  Мы были в сказочных путешествиях, на островах Валеологии. 

Валеолог:  А сейчас я хочу пригласить вас в волшебную страну, хорош вам известную. А как она называется нужно угадать. Хозяйка этой страны прислала вот этот таинственный сундучок (показывает сундучок), в который положила пригласительные билеты для каждого из вас. Откроем?

(Звучит музыка Чайковского, открывают сундучок, дети разбрасывают листья рябины, тополя, березы, учитель читает стихи А.К. Толстого).

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. 
Листья пожелтевшие по ветру летят, 
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Листья ярко-красные вянущих рябин...
В какой стране мы очутились? 

Дети: Мы очутились в стране "Осень"! 

Валеолог:  Почему вы думаете, что эту страну зовут Осень? 

Дети: Потому что мы очутились среди желтых, красных листьев, а это бывает  только осенью. 

Валеолог: Какие пригласительные билеты прислала нам осень? 

Дети: Она прислала нам свои красивые листья.

Валеолог:  Ребятишки,  а  по  каким  признакам  можно  определить   начало, середину и конец осени? 

Дети:  В начале осени еще тепло, листья на деревьях только начинают желтеть. В середине осени уже холодно, деревья стоят голые, улетают птицы в теплые края, иногда идет дождь со снегом. 

Валеолог: Умнички, правильно. А кто мне прочтет стихотворение о начале осени?

Стихотворение Е. Трутневой "Осень ":

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах,
Это платье золотое 
У березы на плечах. 

Валеолог: Хорошо. Теперь о середине осени. 

Дети:

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем, 
Под ногами шелестят 
И летят... летят... летят... 

Валеолог: Да, это стихи о середине осени. А теперь прочтите стихи о конце осени. 

Дети:
Пролетают паутинки 
С паучками в серединке. 
И высоко от земли 
Пролетают журавли. 

Валеолог:
Все летит!
Должно быть, это 
Улетает наше лето.

Какое прекрасное стихотворение, правда?  А сейчас, ребятишки, я хочу поговорить с вами о памяти. Попробуем ее проверить. Сейчас я назову вам несколько слов, а вы должны их запомнить и составить с ними предложения, вы не огорчайтесь, если это у вас сразу не получится!

Слушайте внимательно: День, осень, птицы, люди, листья, животные, небо, дождь. 

А теперь давайте вместе повторим эти слова. {Повторяют). 

Может быть, кто-нибудь уже запомнил эти слова? {Повторяют все, кто запомнил). 

Хорошо. А теперь давайте с этими словами составим предложения. 

Дети: 

Дни стали короткие, а ночи стали длинные.
Наступила осень.
Птицы улетают в теплые края.
Люди стали одеваться теплее.
На деревьях пожелтели листья. 
Животные запасают на зиму корм и роют норы. 
Небо стало хмурое и часто идет дождь.

Валеолог:  Умнички. Видите, как много предложений вы составили об осени, о животных, о птицах. Вы составляли предложения, а у вас почти получился рассказ.

Вот вы составляли предложения о животных, птицах, а вы знаете, как нужно их охранять, как заботится о них? 

Дети: Животных и птиц нельзя убивать, за ними нужно ухаживать, помогать им, когда трудно. 

Валеолог:  Правильно, одним словом нужно охранять природу и тех кто в ней находится. Ребятишки, посмотрите к нам пришли гости. Вы хотели бы с ними познакомиться? 

Ребятишки, посмотрите на них и скажите отличаются ли они друг от друга? Какие они? 

Дети: Девочка очень худая, бледная, грязная, лохматая. А мальчик румяный, веселый, чистый, опрятный. 

Валеолог:

Послушайте, что я вам сейчас расскажу о них: Неболейка, закаляется, 

Он зарядкой занимается. 
У Хворайки сто болезней,
Говорить ей бесполезно, 
Что здоровье начинается 
Там где наша лень кончается.
Лень Хворайке умываться, 
Встать пораньше, причесаться 
Ей, поверьте тоже лень. Начинать с зарядки день.
Наша девочка не хочет 
В ванной весело хохочет, 
Пастой чертиков рисует 
Неболейка протестует
Говорит сестренке он: 
У природы есть закон –
Счастлив будет только тот, 
Кто здоровье бережет. 
Прочь гони-ка все хворобы! 
Поучись-ка быть здоровой! 
Что вы узнали о Хворайке? 

Дети: Что она не делает зарядку, не чистит зубы, что она ленивая и всегда болеет. 

Валеолог: Теперь вы узнали,  где Хворайка, а где Неболейка? И какой он - Неболейка? 

Дети: Он учит свою сестру как нужно закаляться, как беречь свое здоровье. Он говорит, что счастлив будет только тот, кто здоровье бережет.

Валеолог: Молодцы, я думаю, что вы согласны с  Неболейкой. А как вы считаете, можно ли по внешнему виду человека определить, здоров он или болен? Дети:

Конечно можно, больной человек худой, бледный, вялый как

Хворайка. А здоровый человек он веселый, румяный как Неболейка.

Неболейка:  Слышу про меня здесь говорят, дай думаю зайду. Здравствуйте, ребята! Как вы думаете кто я? 

Дети: Ты - Неболейка!

Неболейка: А как вы унали что это именно я, а не Хворайка? 

Дети: Ты веселый, румяный, чистый. 

Неболейка:  Какие внимательные дети! Ну, уж если я к вам попал, тогда я научу вас делать очень интересную зарядку? Все встали, весело встряхнули плечиками и повторяют за мной: (все делают зарядку). 

Раз, два, три и шире плечи, 
Выше нос, не унывай, 
Неболейка ждет на встречу, 
Не робей, вперед шагай! 
А теперь гимнастика для зайцев: 
Ах, какая красота! 
Мы прыгаем, не трусим. 
Упражненья для хвоста 
Выполним на брусьях! 
А теперь для медвежат:
Тут живут друзья - медведи. 
Говорили им соседи – Понемножку ешьте мед... 
Пропустить придется ход! 
Понравилась вам моя зарядка? 

Дети:  Очень понравилась. 

Неболейка:  Если будете ее делать, тогда не будете такими, как моя сестра Хворайка. Ну, я побежал. Мне еще других ребят нужно научить своей зарядке. До свидания! 

Дети: До свидания, Неболейка, ты нам очень понравился, приходи еще. 

Валеолог:  Ребята,  посмотрите,  какой  интересный,  веселый  это  Неболейка, правда? Дети:

Да, нам он тоже очень понравился и мы хотим нарисовать Неболейку и его сестру Хворайку, чтобы все видели где здоровый человек, а где нет. (Дети рисуют Неболейку и Хворайку).

Валеолог: Теперь вы глядя на свои рисунки будете вести только здоровый образ жизни, правда? Вот вы нарисовали Хворайку такой некрасивой, а Неболейку стройным, красивым, почему его тело такое прямое, стройное? 

Дети:  Потому что у него правильная осанка. 

Валеолог:  Хорошо, а как вы думаете, что помогает человеку кроме осанки быть стройным, красивым? 

Дети:  Ему помогает его скелет и мышцы. Если заниматься физкультурой и спортом, то мышцы станут крепкими, фигура стройной.

Валеолог:  Давайте мы с вами споем очень интересную песенку про гибкость, еще раз потренируем свою осанку. 

Песня "Гибкость"
Разминая свое тело, 
Гнусь, гнусь! 
Как бы тело не болело, 
Гнусь, гнусь!
Я растяжкой занимаюсь, ой! 
На шпагат сесть постараюсь, ой! 
Все суставы разогну, спину выгну и согну, 
Постепенно я в змею превращаюсь! И ползу! Я ползу!!
Гибкий я как змея!

Молодцы, вы все такие гибкие, стройные, красивые, умные. Вы мне очень нравитесь. Ребятишки, скажите, что главное в фигуре человека? 

Дети:  Красивая осанка. 

Валеолог:  А сейчас Саша расскажет об осанке девочки, какой она должна быть. 

Саша:  Иметь красивую осанку очень важно. Хотя приобрести ее не просто. Приятно смотреть на девочку, которая идет легко, спинка у нее прямая, плечики раздвинуты, а на лице - улыбка. 

Валеолог:  Давайте попробуем изобразить такую осанку (дети изображают)! А теперь об осанке мальчиков расскажет Оля.

Оля:: Мальчик выглядит стройнее, мужественнее, если имеет хорошую осанку. За своей осанкой нужно следить постоянно, особенно когда сидишь на занятиях (изображают).

Валеолог: А теперь давайте станцуем танец, чтобы наша осанка была еще красивее.

Песня "Свободный танец".
Двигаю ножкой, двигаю ручкой, 
Двигаю головою. 
Будьте немножко, 
Будто гармошка 
Двигаю сам собою. 

Припев:
Шагну  легонько вперед и совершу разворот. 
Встряхну все пальчики (Зр) 
Шагну  легонько назад и совершу разворот. 
Пусть стройно движутся вряд со мною взрослые 
И девочки, и мальчики. 
Телом рисую, танец танцую, 
Танец такой свободный 
Можно вращаться, перемещаться, 
Двигаться как угодно.  Припев.
Эти движенья, эти скольженья 
Нравятся мне, не скрою.
Все положенья, передвиженья 
Выучу и освою. Припев.

Ну что, застучало сердечко?  Для того чтобы заниматься танцем, нужно обязательно уметь считать свой пульс. Пульс до занятий - называется пульсом покоя. Находить его нужно так: сначала нужно сесть в удобную позу, закрыть глаза, посидеть без действия 5 минут.

Теперь готовятся 3 пальца правой руки, указательный, средний, безымянный, выровненные на одной линии. Затем нужно приложить их на левое запястье, параллельно предплечью, над верхним сухожилием, чуть согнув внутрь левую кисть.  Прикладываем подушечками. 

Дети считают пульс до занятий (пульс покоя) и после занятий {слушают пульс).

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне изобразить с помощью мимики и осанки уверенного в себе человека; трусливого; веселого; виноватого (Психогимнастика).

?

Какой здесь должен быть рисунок?

Знаете, ребятишки, наша земля очень большая, на ней живут самые различные люди. Все вместе они образуют человеческое общество. Семья - это тоже общество. Когда человек находится в обществе и общается с людьми, что он делает?

Но что бы человеку жить дружно в обществе, ему нужно знать свои права и обязанности. А вы свои права и обязанности знаете?

Дети: Нет, мы не знаем и даже не слышали.

Валеолог:

Сейчас я вам расскажу сказку об одном маленьком человечке: "В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький. Днем Маленький Человек ходил на работу, а вечером сажал в своем саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот и радовался тому, что все вокруг такое большое: и люди такие большие, и дома большие, и деревья и даже собаки были большими!". Скажите, ребята, каким был этот человек?

Дети: Он был совсем маленьким.

Валеолог:  А чем он занимался, где он жил?

Дети:  Он жил в своем маленьком домике и работал у себя в саду. Он сажал тюльпаны  и ухаживал  за ними.  А еще  иногда сидел  на скамейке  и радовался тому, что все вокруг него такое большое: и дома, и люди, и собаки.

Валеолог:  "Огорчало Маленького Человека только то, что большим людям все это казалось маленьким: и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими.

А уж Маленького Человека, Большие Люди совсем не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.

- Что вы делаете? - кричал им Маленький Человек - Пожалуйста, будьте внимательными...

Но Большие Люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам».

Как вы думаете, почему Большие Люди не замечали Маленького Человечка?

Дети:  Потому что он был маленький и еще потому, что эти люди были невежливы, невоспитанные, они не обращали на него никакого внимания и даже топтали его цветы. Они жили по принципу: если ты - большой, то, значит, прав!

Валеолог:  "Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе конечно маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.

- Странно - думал Маленький Человек - Большие Люди боятся, когда на них кто-нибудь лает. Но они совершенно никого не уважают...

Как вы думаете, почему люди стали обходить его дом стороной?

 

Дети: Потому что они боялись маленькой собачки. Они боялись, когда на них кричали, лаяли, они понимали только грубые слова.

Валеолог: "Однажды Маленький Человек нашел в своей библиотеке книжку, которая называлась "Всеобщая Декларация Прав Человека". В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и обязанности и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе не знал о правах и обязанностях человека. И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

"Никто не имеет права обижать другого человека! Каждый человек имеет право на жилье, и никто не имеет право его отобрать!"   Ребята, кто знает, что написано на плакате?

Дети:  Это плакат, на котором написано право человека.

Валеолог: Какие вы умнички, правильно! А вы знаете, какая у нас есть обязанность?

Дети: Не знаем, наверное, мыть посуду, подметать пол, хорошо кушать.

Валеолог:  Нет. Неважно какой у тебя цвет кожи, какой ты национальности и на каком языке ты говоришь, из какой ты семьи богатой или бедной, мужчина или женщина, мальчик или девочка, ты обязан любить свою страну, беречь ее, уважать свой народ, знать законы и их выполнять. Так какие обязанности стоят перед каждым человеком?

Дети: Люди должны уважать друг друга, беречь свою страну, знать законы и выполнять их. Валеолог:  Отлично! Теперь вы знаете законы и обязанности, которые должен выполнять каждый человек. Давайте мы с вами напишем плакат, какой написал Маленький Человек. Он написал о праве, а мы об обязанностях (дети пишут плакат).

Соболева Н.Н., учитель валеологии школы № 3,
р.п. Линево Новосибирской области