Кухтерина Г.М.

ФИТОДИЗАЙН КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Имидж

Медицинский фитодизайн для нужд школы является универсальным и многофункциональным методом, ресурсы которого необходимо широко внедрять в образовательную практику. Значительна сфера его воздействия на здоровье, психическое и личностное развитие подрастающего поколения.

К функциональным возможностям фитодизайна нужд школы можно отнести следующие:

  1. Бактерицидное, бактериостатическое, фунгицидное действие специально подобранного видового состава растений на патогенную для человека микрофлору. Оздоровительное влияние на воздушную среду (обогащение органическими и минеральными веществами, повышение отрицательной ионизации воздуха).
  2. Благотворное влияние на соматическое здоровье: нормализация сердечного ритма, улучшение обменных процессов (Лахно, 1960; Фортунатов, 1975; Гейхман, 1960, 1972, 1981), увеличение защитных сил организма, сопротивляемости заболеваниям, особенно в период эпидемий.
  3. Влияние на психику человека: нормализация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период развития ребенка, который приходится на школьные годы; повышение работоспособности и выносливости к физическим нагрузкам, снижение утомляемости, улучшение функций внимания (например, переключение), что актуально для современных школ с их стремлением к инновационному поиску. Положительно влияет и эстетический аспект фитодизайна, так как зеленые растения, особенно в период цветения, в условиях замкнутого пространства школы создают психопрофилактический эффект, развивают чувство прекрасного, эстетического наслаждения.
  4. Заслуживает особого внимания педагогов многогранное влияние на личностное развитие учащихся непосредственный контакт с растениями, работа по уходу за ними. Связано это с тем, что уход за растениями снимает лишнее напряжение, связанное с монотонией учебной деятельности. Самостоятельное ухаживание за растениями вовлекает ребенка в деятельность, в которой он всегда имеет возможность пережить успех, увидеть реальный результат, имеющий практическую общественную значимость, чего в значительной степени лишена учебная деятельность. Помимо этого ученики могут реализовать присущую им потребность ухаживать за объектом, ко торому необходимо постоянное внимание, забота. Это развивает такие качества как ответственность, заботливость, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность и пр.
  5. Общение с многообразным миром растений стимулирует природную любознательность детей, формирует экологическое отношение к окружающей природе, развивает сферу чувств, которая в настоящее время испытывает некоторое ущемление (Зеньковский, 1993).
  6. Относительная малозатратность медицинского фитодизайна, возможность его тиражирования, когда созданы первичные условия, возможность вовлечения большого количества учащихся – все это делает метод приемлемым в современных школах, испытывающих острую нехватку финансирования, с одной стороны, и еще более острую необходимость создания зоровьесохраняющих условий.

Кухтерина Галина Михайловна,
педагог-психолог школы № 9 г. Искитима Новосибирской области