ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ БИОМ

Имидж




1. Научное общество учащихся „Биом“ организуется при Внешкольной Кафедре экологического воспитания и биологического образования (ВКЭВиБО) Дома творчества им. В.Дубинина и объединяет учащихся кафедры среднего и старшего школьного возраста.

Целью создания НОУ „Биом“ является развитие у учащихся исследовательского мышления и элементарных навыков выполнения научно-исследовательских работ, практическое закрепление изучаемого теоретического материала, поддержание познавательного интереса учащихся к природе.

Основными принципами работы НОУ „Биом“ являются:

  • максимальный отказ от проведения исследований и опытов, связанных с причинением вреда живым организмам (умертвление, невосполнимое повреждение, причинение боли);
  • научная обоснованность проводимых исследований, опытов и практических работ;
  • учёт целесообразности проводимых исследований, опытов и практических работ,

Членами НОУ „Биом“ по желанию могут становиться учащиеся кафедры (10-17 лет), занимающиеся на одном из отделений кафедры по общей учебной программе.

Учащиеся имеют право выбрать одно из направлений научно-исследовательской работы:

  • Этология. Куратор направления - Рюкбейль Д.А.
  • Экологическая тропа. Фенология. Куратор направления - Костылев В.В.
  • Декоративное цветоводство. Куратор направления - Немирская С.В.
  • Полевая ботаника. Лекарственные растения. Куратор направления - Рюкбейль Н.А.

Для занятий с учащимися в рамках названных направлений периодически приглашаются профильные специалисты ВУЗов.

2. Занятия с членами НОУ „Биом“ (индивидуальные или с микрогруппой) проходят по утверждённым программам, включаемым в общий пакет учебных программ кафедры, и заключаются в прохождении нескольких этапов:

  • ознакомительный этап (его длительность зависит от степени развития начальных навыков исследовательского мышления учащегося, но может продолжаться не более 1 года; включает в себя общее знакомство учащегося с выбранным им направлением работы, развитие готовности к восприятию теоретического материала по данному направлению);
  • теоретический этап (продолжается в течение учебного года, включает в себя выбор учащимся темы работы и теоретическую подготовку по выбранной теме);
  • практический этап (чаще всего проходит в летний период в условиях экспедиции и на базе учебного сада Дома творчества и включает в себя практическое проведение учащимся собственного исследования, постановку опыта или какую-либо практическую работу);
  • аналитический этап (продолжается в течение первого полугодия и включает в себя анализ и обработку полученного в ходе исследования практического материала, оформление выступлений, докладов и рефератов по итогам проведённой работы, подготовку и выступление на детских научно-практических конференциях).

3. В начале учебного года каждый учащийся НОУ „Биом“ получает учебную карту, куда преподаватель выносит сведения о работе ребёнка по выбранной им теме и отмечает успешность выполнения тех или иных зачётных работ. На следующую, более высокую, ступень работы учащийся может перейти только при условии успешного обучения на предыдущей ступени.

НОУ „Биом“ имеет разработанные критерии оценки выполненной детской научно-исследовательской работы, в соответствии с которыми происходит разграничение уровней и ступеней обучения учащихся:

1. НИР первого уровня:

  • работа практического или реферативного характера;
  • тема, цели и задачи работы определены педагогом или советником;
  • малый объём практического материала или отсутствие практической части в работе;
  • наличие рецензии педагога на представленную работу.

2. НИР второго уровня:

  • работа практического характера;
  • тема, цели и задачи работы определены совместно с педагогом или советником;
  • большой объём самостоятельности в обработке данных и анализе полученного материала;
  • ответственное отношение к выполнению работы;
  • наличие рецензии педагога на представленную работу.

3. НИР третьего уровня:

  • работа практического характера;
  • тема, цели и задачи работы определены самостоятельно;
  • самостоятельные обработка данных и анализ полученного материала;
  • тщательность в выполнении работы,
  • наличие рецензии педагога на представленную работу;
  • наличие рецензии специалиста по профилю представленной работы.

Первая ступень обучения в рамках НОУ „Биом“ предполагает добросовестное посещение занятии на ВКЭВиБО в течение не менее 2 месяцев и даёт учащемуся звание „СТАЖЁР“.

Обучение на второй ступени требует от учащегося выполнения и представления на детских полевых практических семинарах НИР первого уровня и даёт учащемуся звание „ИСКАТЕЛЬ“.

Третья ступень обучения предполагает выполнение и представление на детских научно-практических конференциях НИР второго уровня и даёт учащемуся звание „ИССЛЕДОВАТЕЛЬ“.

Обучение на четвёртой ступени предполагает большой опыт научно-исследовательской работы у учащегося и выполнение им НИР третьего уровня; на этой ступени учащемуся присваивается звание „СОВЕТНИК“. (Присвоение всех званий сопровождается выдачей значка с соответствующим званию символом и вкладыша к Удостоверению учащегося ВКЭВиБО). Учащийся, получивший звание „Советник“, может самостоятельно руководить работой „Стажёров“, „Искателей“ и „Исследователей“.

На международной выставке "УчСиб"-2000


назад