ИНТЕРВЬЮ С ЗАВЕДУЮЩИМ КАФЕДРОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЮКБЕЙЛЕМ Д.А.

Имидж

Историческое развитие человеческой цивилизации привело к разобщению человека с природой. В настоящее время цивилизованный человек не только практически не осознаёт своего единства с природой, но и часто воспринимает её как нечто чужеродное и враждебное. В результате этого в своей деятельности человек не стремится учитывать законы природы, что является одной из причин роста заболеваемости населения.

Такая система взглядов, которая создаёт ложное представление о независимости человека от природы, часто начинает формироваться с раннего дошкольного возраста, закрепляясь в возрасте 10 - 12 лет. Основными причинами этого являются:

  • отсутствие у ребёнка непосредственного опыта общения с природой,
  • получение формальных знаний о природе в большинстве дошкольных учреждений и школ,
  • отношение к природе взрослых и особенно - родителей.

В такой ситуации огромную актуальность приобретает проблема экологического воспитания и образования детей и, связанная с этим, разработка и внедрение новых педагогических технологий, систем, моделей способных эффективно повлиять на формирующуюся у ребёнка систему отношений к природе, а через неё и ко всему окружающему миру.

Учитывая важность и сложность данной проблемы, кафедрой экологического воспитания ДДиЮТ была разработана система мероприятий, направленная на непосредственное общение детей с природой.

Сегодня у нас в гостях заведующий кафедрой экологического воспитания и биологического образования при Доме детского и юношеского творчества им. В.Дубинина - Рюкбейль Дмитрий Александрович.

Дмитрий Александрович Рюкбейль - руководитель кафедры экологического воспитания и биологического образования Дома творчества имени В. Дубинина.

Дмитрий Александрович - выпускник юннатского кружка Дома творчества. По окончании школы в 1990 г. поступил в Новосибирский сельскохозяйственный институт и уже со второго курса пришел в родной Дом творчества работать педагогом дополнительного образования по экологии. Педагогическая деятельность так его привлекла, что он перевелся на естественно-географический факультет Новосибирского государственного педагогического университета и успешно его закончил. В 1997 г. Дмитрий Александрович защитился на высшую квалификационную категорию. Рюкбейль Д.А. - лауреат Всероссийского конкурса авторских учебных программ, проводимого ИСАР в 1998 г., дипломант образовательной выставки <УчСиб - 99> Сибирской ярмарки, один из организаторов региональной детской экологической конференции.


- Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об идее создания кафедры и об основных направлениях ее работы.

Внешкольная кафедра экологического воспитания и биологического образования была организована на базе юннатского кружка в 1993 год, и начинала свою работу по подготовке старшеклассников к поступлению в ВУЗы по биологическим специальностям. Параллельно с этим шел педагогический поиск системы экологического воспитания и образования детей. Результатом этого поиска стало создание авторских программ "Экология и мировоззрение" для среднего звена и программы "Чувство природы" для дошкольников.

Основная особенность нашего подхода заключается в обращении к чувствам и эмоциям ребенка, что позволяет вывести на уровень осознания связи с живой природой, к чувству единения с ней. Дети узнают много нового и интересного о природе на занятиях, экскурсиях и в экспедициях; учатся планировать и проводить свои исследования; наблюдают и ухаживают за обитателями Уголка природы; занимаются опытнической работой в Учебном саду Дома творчества.

На кафедре царит дружеская и творческая атмосфера. Дети очень любят наши традиционные праздники: творческий отчет по летнему полевому сезону, <Кис-шоу>, ночной новогодний праздник, День Земли и другие.

У кафедры экологии ДДиЮТ есть большой сад - 80 соток!

В 1998 году по инициативе кафедры был заключен четырехсторонний договор: детский сад № 480 - средняя школа № 92 - Дом творчества - отдел народного образования Ленинского района. Этот договор предполагает сотрудничество в области экологического воспитания и образования детей. Сейчас находится в стадии разработки модель системы непрерывного образования и воспитания детей с 4 лет до окончания школы.

В настоящий момент на стадии подписания находится договор "О сотрудничестве между Новосибирским государственным педагогическим университетом (НГПУ), средней школой № 92, Домом детского и юношеского творчества". Данный договор заключается для целенаправленной профориентационной работы, для качественной подготовки будущих абитуриентов естественно-географического факультета НГПУ. С данной целью создается экспериментальная программа экологического лицея.


Мнение участников эксперимента: учителей и родителей.

Кудлаева Лариса Ивановна, директор школы № 92 Ленинского района.

Я вижу много положительных моментов в сотрудничестве с кафедрой экологии Дома творчества. Во-первых, детям психологически сложно перейти из детского садика в школу, а затем в среднее звено. Работа экологов, построенная на чувственном восприятии, способствует быстрой адаптации детей в школе. На этой основе быстро формируется дружный коллектив. Занятия по экологии проходят на высоком эмоциональном настрое, что хорошо развивает воображение детей. Так же этому способствует разнообразие методов и форм работы с детьми.

Чистоусова Любовь Владимировна - завуч начальной школы № 92, классный руководитель 3а (экологического) класса.

Очень важно, что под эгидой экологии в этих классах создается крепкая межпредметная связь. Участие ребят в олимпиадах, научно-практических конференциях позволяет им увидеть перспективы научного и творческого роста. Дети в моем классе живые, любознательные. Умеют трудиться. На уроках мы собеседники, любим пофантазировать. Лица детей сияют, когда у них что-то получается. Огорчения долго не переживают. В общем - оптимисты.

Капитанова Юлия Владимировна - классный руководитель 2а класса.

У моих детей хорошо развита речь. Они очень общительны, как между собой, так и со взрослыми. Ребята не боятся высказывать своего мнения, говорят: <Я считаю:> , <Я думаю:>. У них развито чувство ответственности, тревоги за сохранность природы. Они умеют сопереживать чужой боли.

Валиева Нелли Вячеславовна - мама Насти Бабушкиной (3а)

Мы считаем, что именно уроки экологии и познание мира помогают нашему ребенку расширять его кругозор. Наш ребенок с удовольствием идет на дополнительные занятия. Очень многое рассказывает нам.


назад